Практика СМИ в избирательных кампаниях региона (на примере Северной Осетии)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 91  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

Введение.

Глава 1. Средства массовой информации в избирательных кампаниях.

1.1. Анализ подходов к оценке места и роли СМИ в электоральном процессе.

1.2. Функции СМИ в избирательных кампаниях.

1.3. Электоральная практика СМИ.

Глава 2. СМИ и региональный электоральный процесс.

2.1. Характеристика избирательных технологий.

2.2. Ролевые особенности региональных СМИ в электоральном процессе.

Глава 3. Практика СМИ в избирательных кампаниях региона (на примере Северной Осетии)

3.1. Описание электоральных практик СМИ на выборах федерального уровня.

3.2. Описание электоральных практик СМИ на выборах регионального уровня.

3.3. Проблемы и перспективы развития системы СМИ в условиях

новой политической реальности.

Заключение.

Библиография.

Введение

Развитие российской государственности во многом определяется характером и результатами проходящих в стране выборов должностных лиц федерального, ре-гионального и местного уровней.

Выборность власти в целом способствует созданию в России конкурентной политической среды, вынуждающей политиков действовать в соответствии с нор-мами современной демократии не только при подготовке и проведении выборов, но и в периоды между ними. Российская политическая элита и политические лидеры признали выборы единственным средством легитимации власти и в государстве, и в регионах, и на местном уровне. Но одновременно российские политики стали стремиться уменьшить неопределенность выборов, сформировать выгодное для них общественное мнение и обеспечить желательный исход выборов для тех из них, кто уже обладает властью.

На современном этапе развития российского общества политический процесс невозможен без участия в нем средств массовой информации (СМИ). Постепенно, с возрастанием степени публичности политики, расширением демократических ин-ститутов власти и избирательных прав с одной стороны, и количественным и каче-ственным разнообразием СМИ с другой, политическая сторона общественной жиз-ни стала все более зависима не только от освещения ее по каналам СМИ, но и от способов этого освещения.

Перед СМИ стоит сложная задача - не только донести факты, но и объяснить смысл происходящих событий. И, пожалуй, объяснение происходящего ничуть не меньше по значимости, чем донесение фактов. Ведь трансформируемое общество имеет минимальное представление о необходимых демократических правилах "иг-ры".

Актуальность темы работы обусловлена тем, что движение России по на-правлению к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общест-венную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потреб-ности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.

С распадом СССР было разрушено и единое информационное пространство страны. Сложившиеся ранее информационные потоки претерпели значительные изменения. Часть их локализовалась в бывших союзных республиках. В связи с этим сократилось количество прежних центральных изданий - одни стали нацио-нальными, другие - транснациональными (в пределах СНГ). Усилились центро-бежные тенденции и в общественно-политическом развитии самой России. Попыт-ки суверенизации отдельных регионов, автономных республик, краев, областей нашли свое отражение в функционировании СМИ.

Принятие новой российской Конституции в 1993 году и федеральных зако-нов о выборах дали колоссальный импульс для развития демократической системы и распространения ее принципов в стране. Вслед за предоставлением населению права свободно выбирать главу государства был изменен и порядок формирования исполнительной власти в регионах. На место назначенцев пришли всенародно из-бранные президенты автономных республик, губернаторы краев и областей, мэры городов. Выборы, в буквальном смысле слова, охватили всю страну. Все регио-нальные политики были вовлечены в избирательную процедуру, что подразумева-ло сбор подписей, процедуру регистрации кандидатов, проведение предвыборной агитации и т.п. Борьба за голоса избирателей потребовала полномасштабного ис-пользования средств массовой информации, в первую очередь, региональных, ори-ентированных на проживающее в регионе население.

Указанные процессы активно исследуются федеральными аналитическими центра-ми. Однако, региональные политические исследования развиваются не то чтобы в полном отрыве от процессов, присущих российской политологии на федеральном уровне, но в целом явно вторичны по отношению к ним.

Несмотря на проводимую аналитическую работу, обобщающие публикации, которые анализируют институционализацию основных субъектов и факторов ре-гиональной политики, особенности политических процессов в этой сфере и участия в них СМИ, все-таки еще недостаточно, на наш взгляд, исследовано поле проблем участия СМИ на выборах в регионах (субъектах Федерации).

Представляется, что лишь систематические исследования взаимосвязанных аспектов региональных политических процессов и деятельности СМИ позволят, если не ликвидировать, то значительно уменьшить имеющиеся лакуны и перейти от присущего российской регионалистике "чистого" эмпиризма к концептуализа-ции.

Цель работы: определение функциональной роли, содержательного харак-тера и влиятельности деятельности СМИ на электоральные процессы в регионах (субъектах Федерации) Российской Федерации в период с начала 2001 г. до 2004 г.

Объектом исследования является деятельность Северо-Осетинских СМИ в избирательных кампаниях.

Предмет исследования: ролевые и функциональные особенности деятель-ности национально-территориальных СМИ в электоральном процессе.

Задачи работы:

1. Определить место, роль и функции СМИ в избирательных кампаниях.

2. Охарактеризовать электоральную практику СМИ, как участие в коммуни-кационном процессе с субъектами системы "выборы".

3. Дать характеристику избирательных систем и технологий в регионах (субъектах Федерации).

4. Определить ролевые особенности региональных СМИ в электоральном процессе.

5. Выявить функциональные особенности деятельности Северо-Осетинских СМИ в избирательных кампаниях.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенауч-ный метод познания и основанные на нем частно-научные методы, в том числе: нормативно-правовой, системно-структурный, исторический метод, конкретно-социологический, лингвистический, метод сравнительного правоведения и другие. Применение названных методов позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности, показать динамику, вы-явить общие и специфические черты.

Список литературы

1. Закон РФ "О средствах массовой информации" № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. (в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ, от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ, от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ).

2. Федеральный Закон РФ "О порядке освещения деятельности органов госу-дарственной власти в государственных средствах массовой информации" № 7-ФЗ от 13.01.1995.

3. Федеральный закон "О рекламе" № 108-ФЗ18 от июля 1995 г. (в ред. Феде-ральных законов от 18.06.2001 № 76-ФЗ, от 14.12.2001 № 162-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

4. Указ Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций" № 885 от 6.07.1999 (в ред. Указа Президента РФ от 09.08.2000 № 1476).

5. Закон Республики Северная Осетия "О выборах в парламент республики Северная Осетия-Алания" от 22 декабря 1994 г.

6. Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (в ред. Федерального закона № 119-ФЗ от 27.09.2002).

7. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Настольная книга по этике прессы. - Тарту-Виплингби, 1992; Михайпов С.А. Периоди-ческая печать Швеции. - СПб., 1999.

8. Большаков С. Уроки избирательных кампаний и роль СМИ//Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999 и 2000 годов. Под ред. В. Авдеева - М.: Изд-во "Права человека", 2000. - с. 26-30.

9. Бондаренко С.В. СМИ и технологии сетевых взаимодействий//Материалы Всероссийской конференции "Роль СМИ в региональных выборах 2002 го-да". - М., 2003.

10. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2002.

11. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс: понятие и основные стадии//Избирательное право и избирательный процесс в Российской Феде-рации. Отв. редактор А.В. Иванченко. М.: Норма, 1999. - С. 255-277.

12. Выборы: кому должны служить СМИ: Материалы конференции работников СМИ (1995) - М.: Права человека, 1996. - С. 175.

13. Гельман В.Я. Третий электоральный цикл в России (2003-2004 гг.): поли-тологический анализ.

14. Глинская И.Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на мас-совое сознание//Массовые информационные процессы. - М., 2002. - С. 175-191

15. Горшков М. Амбиции СМИ и мнение граждан//Независимая газета, 2000. - 13 июля.

16. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и ре-альность. - М: "Российская политическая энциклопедия, 2003. - 512 с.

17. Грачев В.Г. Информационные технологии политической борьбы в россий-ских условиях//Полис, 2000. - № 3.

18. Деннис Э., Мерилл Д. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997. - С. 139

19. Дзялошинский И.М. Оценка журналистами своей роли в избирательных кампаниях и влияние этой самооценки на профессиональное поведе-ние//Материалы конференции "Роль СМИ в региональных выборах 2001 года". - М., 2002.

20. Есельсон С.Б. Новая модель региональных выборов: роль СМИ//Материалы конференции "Роль СМИ в региональных выборах 2001 года". - М., 2002.

21. Жаренова О. Некоторые инструменты психологического манипулирования в деятельности СМИ//Обозрения, факты комментарии. - М., 2003.

22. Задорин И. Выступление на Круглом столе "СМИ и информационные ре-сурсы выборных кампаний"//Научная конференция факультета журнали-стики МГУ, - М., 2004.

23. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое созна-ние: взаимовлияние и взаимозависимость//Российское общество: становле-ние демократических ценностей? Под ред. М. Макфола и А. Рябова. - М.: Гендальф, 1999.

24. Задорин И., Коноваленко Д. Внешнеполитические ориентиры россиян: чув-ствительность и устойчивость к информационному воздействию//Доклад на семинарах в Московском Центре Карнеги 28.01.2002 и в Московском Доме общественных организаций 31.01.2002

25. Задорин И., Стребков Д., Сюткина А., Халкина Е. Влияние СМИ на массо-вое политическое сознание россиян в период избирательной кампании 1999 года//"Независимые Медиа Измерения", 2000. - № 4-5.

26. Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансфор-мации: Дисс…канд. филолог. наук. - М., 1998.

27. Каландаров К.Х. Коммуникативные основания устойчивого развития: Ав-тореф. дисс…докт. философ. наук. - М., - 2000.

28. Кандыбина Е.Г. Региональное законодательство и практика СМИ в освеще-нии выборов//Материалы конференции "Роль СМИ в региональных выбо-рах 2001 года". - М., 2002. - 116 с.

29. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000. - С. 20-21.

30. Козина Е.С. Средства массовой информации и выборы: мифотворчество как элемент информационно-пропагандистских кампаний: Дисс…канд. филолог. наук. - М, 2000

31. Колосов В., Криндач А. Тенденции постсоветского развития массового соз-нания и политическая культура Юга России//Полис, 1994. -№ 6. - С. 120-133.

32. Кольцова О. Кто и как влияет на производство новостей в современной Рос-сии//Pro et Contra, 2000. Т. 5, № 4, с. 82-108.

33. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.

34. Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информа-ции//Материалы Центра права и средств массовой информации на факуль-тете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2000.

35. Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. - М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 576 с., стр. 54.

36. Любарев А.Е. СМИ и избирательное законодательство. Послесловие к несо-стоявшейся дискуссии//Материалы Всероссийской конференции "Роль СМИ в региональных выборах 2002 года". - М., 2003.

37. Макнайр Б. Власть, выгода, коррупция и ложь//Pro et contra, 2000. - Т. 5. - № 4.

38. Марков Е.А. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики: Дисс….канд. полит. наук. - М., 2003.

39. Михайлов С.А., Чирков М.Г. Электоральная практика СМИ в информаци-онно-коммуникативном обществе. - СПб.: СПбУ, 2001. - С. 14.

40. Moстовой B.B. Пресса в отношениях государства и гражданского общест-ва//Массовые информационные процессы. - М., 2002.

41. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. - М.: "Аванти плюс", 2004.

42. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ//Материалы Центра экстремальной журналистики.

43. Ненашев М.Ф. Диктатура СМИ: кто жертва?//Российская газета, 2000. - 25 окт.

44. Панкин А. Кто контролирует телевидение - проигрывает выборы//"Среда", 1998. - № 2. - С. 46-48.

45. Политические коммуникации. Под ред. Соловьева А. И. - М.: Аспект Пресс, 2004.

46. Романов А.А., Черепанова И.Ю. Языковая суггестия в предвыборной ком-муникации. - Тверь, 1998.

47. Ситников А.П., Гундарин М.В. Победа без победителей: Очерки тео-рии прагматических коммуникаций. - М.: КГ "Имидж-Контакт", 2003.

48. СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избира-тельных компаниях. Редактор-составитель Зорин И.В. - М., 2000.

49. Солодухин Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они "четвертой властью"?//СМИ в политических технологиях. - М.: Эниг-ма, 1995.

50. Стребков Д., Халкина Е. Электорат верит телевидению//"Среда", 2000. - № 5.

51. Сунцов А.П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Россий-ской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дисс…докт. юридич. наук. - Екатеринбург - 2000. - 41 с.

52. Телевизионная журналистика. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвика В.Л., Юров-ского А.Я. - М: МГУ "Высшая школа", 2002.

53. Тулупов В. Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества//Материалы семинара журналистов местных СМИ "Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества"

54. Федоров И.Г. Контент-анализ сообщений средств массовой информации: измерение политической пристрастности//СМИ и политика в России.- М.:Изд-во "Адапт", 2000. - С. 56-65.

55. Федотов М.А. СМИ в избирательной кампании: нормы и практика//СМИ и предстоящие президентские выборы 2000 года в России. Ответственный ре-дактор - И.Ю. Еремин. - М.: МФИС, 2000.- С. 23-31.

56. Федотов М.А. СМИ и выборы: вчера, сегодня, завтра//Стенограмма конфе-ренции в рамках проекта "Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта "Информатика для демократии - 2000+")". - М.: Фонд ИНДЕМ, 2001.

57. Фомичева И.Д. Выбор без дискурса//Материалы конференции "Роль СМИ в региональных выборах 2001 года". - М., 2002.

58. Чичановский А.А. Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества: Автореф. дисс…доктор. полит. наук. - М., 1995. - 70 с.

59. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002.

60. Шестакова Л.А. Средства массовой информации в системе общества: Авто-реф. дисс…докт. философ. наук. - Нижний Новгород, 2000.

61. Шишкина М.А. Паблик релейшнз в системе социального управления. - СПб.: Изд-во СпбУ, 1999. - 444 с.

62. Шубин А.В. Средства массовой информации: информирование и манипули-рование// Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Р.В. Базиков, В.С. Карпова, С.В. Нестерова и др.; Под ред. Е.Б. Шестопал; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 203 с.

63. Энтин В.Л. Средства массовой информации в политической системе обще-ства. - М., 1988.

64. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. - СПб.: Роза мира, 2004. - С. 50-51/95.

Примечания:

Примечаний нет.