Российские политические лидеры в зеркале метафорических образов (на материале СМИ)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 109  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

АНАЛИЗ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, ДАВАЕМЫХ ЛИДЕРАМ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В СМИ 8

Общие принципы анализа 8

Анализ отдельных метафор по базисным моделям 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 78

ЛИТЕРАТУРА 104

Введение

Главный источник материала для настоящего исследования - метафорическое словоупотребление, зафиксированное в современных российских средствах массовой информации. При отборе материала предпочтение отдавалось наиболее высокотиражным изданиям (Комсомольская правда, Аргументы и факты и т.д.), использовались метафоры, приведенные в "Словаре российских политических метафор" Баранова А.Н. и Караулова Ю.Н. Использовались только средства массовой информации, ориентированные на широкий круг читателей, все исследуемые тексты характеризовала политическая направленность.

Хронологические рамки отбора материала - с 1991 г. до настоящего момента. Это время в политической жизни России в основном приходится на период президентства Б. Ельцина, однако в исследовании затрагивается и эпоха В. Путина.

Политический язык, в отличие от политической власти, не может измениться в один точно назначенный день. Политический язык эпохи Ельцина начал зарождаться в период Горбачевской "перестройки" и, разумеется, не изменился кардинально в новогоднюю ночь 2000 г. Это в полной мере относится и к системе базисных метафор, которая обычно преобразуется еще медленнее, чем прямые номинации.

Исследования политического языка проводились и ранее. К числу наиболее многоаспектных можно отнести монографию В.Н. Шапошникова "Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении" (1990). Автор анализирует все уровни языка: фонетику, лексику и фразеологию, грамматику. Ключевым словам, концептам, метафорам и символам посвящен специальный раздел.

Общетеоретический характер имеет и монография Е.И. Шейгал (2000). В этой книге дано определение основных понятий политической лингвистики, представлена общая характеристика политического языка и политического дискурса, рассмотрены вопросы категоризации мира политики в знаках политического дискурса, проанализирован ряд политических жанров. Характерными признаками языка политики, по мнению автора, являются смысловая неопределенность (политики часто избегают высказывать свои мнения в максимально обобщенном виде), фантомность (многие знаки политического языка не имеют реального денотата), фидеистичность (иррациональность, опора на подсознание), эзотеричность (подлинный смысл многих политических высказываний понятен только избранным), дистанцированность и театральность.

Обращение исследователей к проблемам политического лексикона вполне закономерно, каждый новый поворот в историческом развитии государства приводит к языковой перестройке. Опубликовано достаточно много работ, словарного типа, среди лучших можно назвать книгу М.В. Горбаневского "Не говори шершавым языком", в которой проанализированы наиболее типичные нарушения норм русской литературной речи в электронных и печатных средствах массовой информации.

Политический дискурс российского общества в последние 15 лет отличается кардинальным обновлением содержания и формы коммуникативной деятельности, стремлением к индивидуальному стилю, экспрессивностью, а также яркостью, граничащей с карнавальностью; раскрепощенностью, граничащей со вседозволенностью и политическим хамством. Общественное сознание чрезвычайно быстро наполняется необъяснимым доверием не только к некоторым политическим лидерам и партиям, но и даже к некоторым политическим терминам и метафорам.

Многие специалисты (М.Р. Желтухина, О.С. Иссерс, Е.И. Шейгал и др.) отмечают повышенную агрессивность современной политической речи, активное использование конфронтационных стратегий и тактик речевого поведения (угрозы, игнорирование, дискредитация, ложь, наклеивание ярлыков, оскорбления и др.).

В работе Н.А. Купиной выделены пять используемых в современных избирательных кампаниях жанров влияния на адресата: протеста, поддержки, рационально-аналитические и аналитико-статистические, юмористические и виртуально ориентированные низкие жанры. Автор отмечает и типичные для выделенных жанров метафорические образы.

Для настоящего исследования особенно значимыми оказались публикации, непосредственно посвященные систематизации политической метафоры постсоветской России. Важное место в этом отношении занимают публикации А.Н Баранова и Ю.Н. Караулова "Русская политическая метафора" (1991) и "Словарь русских политических метафор" (1994), в которых дано определение метафорической модели, выделены ее структурные части, охарактеризованы языковые способы оживления метафоры, ее функции в политических текстах и др.

В диссертации Ю.Б. Феденевой (1997) и ее последующих публикациях дана характеристика ведущих моделей метафорического представления современной политической реальности. Автор подробно рассматривает воздействие крупнейших политических событий в России первой половины 90-х годов XX века (референдум, путч, выборы) на употребление и особенности реализации этих моделей.

Много публикаций, характеризующих отдельные метафорические модели, активные в политическом дискурсе современной России. Например, Н.В. Багичева характеризует метафору родства; А.Б. Ряпосова - метафорические модели, имеющие источником военную сферу; Е.И. Шейгал - цветовые политические метафоры; Н.А. Кузьмина - базисную модель "театр"; Л.А. Балашова - отношения по аналогии с родственными связями и противопоставлением "свой - чужой".

Однако, большинство исследователей в своих работах описывает какую-либо одну базисную модель, не сводя их воедино. Работы комплексного характера имеются только для метафор начала 90-х годов. Эпоха Путина пока практически не исследовалась и работ, касающихся изменения метафорической составляющей политического дискурса в эту эпоху не существует. В данной работе мы займемся рассмотрением политической метафоры в языке СМИ. В качестве анализируемой единицы будет выступать метафорическая лексика. Выбор рассматриваемого материала ограничивают временные рамки и принципы подбора материала, оговоренные выше.

Цель работы: анализ политической метафоры в языке средств массовой информации.

В рамках указанной цели можно выделить следующие задачи:

1. дать понятие метафора и политическая метафора

2. определить основные базисные модели метафор, используемые СМИ для характеристики российских политических лидеров

3. проанализировать политические метафоры в языке СМИ в 1991 - 2003 гг., в соответствии с выделенными базисными моделями

Объект исследования - метафорические образы, применяемые российскими политиками и входящие в политический дискурс СМИ.

Предмет исследования - закономерности метафорического номинирования.

Список литературы

1. Аллен Дж. Ф., Перро Р. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании // Новое в зарубежной лингвистике (Теория речевых актов). - М.: Прогресс, 1986.

2. Амелин В.Н., Устименко С. В. Технология избирательной кампании. - М., 1993.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990.

4. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора//Лингвистика и поэтика - М., 1979

5. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. - М., 1991.

6. Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. - М., 1994.

7. Баранов А.Н. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания // Язык и социальное познание. - М. 1990.

8. Баранов А.Н. Языковые игры времен перестройки. // Русистика, N 2, 1993.

9. Бебик В.М. Как стать популярным, победить на выборах и удержаться на политическом Олимпе, - Киев, 1993.

10. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 2001. С.88-125.

11. Блэк С. Паблик Рилэйшнз: Что это такое? - М., 1990.

12. Блек М. Метафора//Теория метафоры Сб. статей - М., 1990

13. Бретон Ф. Взрыв идеологии коммуникации. - М., 1990.

14. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. "Правда факта" и "правда больших обобщений" // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. - М., 1995.

15. Былинский К.И. Язык газеты. Избранные работы / Сост. К.М. Накорякова. -М., 1996.

16. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М., 1989.

17. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие/ Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.

18. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора//Теория метафоры. Сб. статей - М., 1990

19. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. Ч. 1. - СПб., 1995.

20. Власов А.И. Политические манипуляции: История и практика средств массовой информации США. - М., 1992.

21. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981.

22. Гарджиев К.С. Пропаганда и внушение. - М., 1990.

23. Градиска Г. Соотношение между журналистской деятельностью и законами восприятия информации // Проблемы эффективности журналистики / Под ред. Я. Засурского. - М., 1990.

24. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. - М., 1979.

25. Добжиньская Т. Метафорическое высказывание в прямой и косвенной речи//Теория метафоры. Сб. статей - М., 1990

26. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М., 1997.

27. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - СПб., 1997.

28. Зобов Р.А. Проблемы стереотипа в средствах массовой информации // Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С.В. Смирнова. - Л., 1991.

29. Иванов В. Я., Матвиенко В. Я., Патрушев В. И., Молодых И. В. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. - Киев, 1994.

30. Иссерс О.С. Паша-"Мерседес", или речевая стратегия дискредитации // Вестник Омского университета. - 1997. - N 2(4). - С. 51-54.

31. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста / Под ред. Я. Засурского. - М., 1989.

32. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 33-43.

33. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. "Свое" - "Чужое" в коммуникативном пространстве митинга // Русистика сегодня. - 1995. - N1. - С.93-116.

34. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998.

35. Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. - М., 1993.

36. Козлов С. "Спящую красавицу пора будить". К анализу весенних политических метафор. Лекция, прочитанная в клубе "Проект О.Г.И." 13 апреля 2000 года

37. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему: Речевые и поведенческие стратегии журналиста. - М., 1999.

38. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С.126-172.

39. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

40. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996.

41. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. - М., Екатеринбург, 2000.

42. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 358-387.

43. Массовая информация и общественное мнение молодёжи / Под ред. В.Л. Оссовского. - К., 1990.

44. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

45. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. - Т.1. - М., 1994. - С. 550.

46. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. - М., 1999.

47. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 68-81.

48. Панасюк А. Как победить в споре, или Искусство убеждать. - М., 1998.

49. Паршин П.Б. Идиополитический дискурс // Труды международного семинара Диалог'96 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. - М., 1996.

50. Паршин П.Б. Функционально-семантические основания идеологического дискурса // Труды международного семинара Диалог'97 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. - М., 1997.

51. Петренко В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. - Смоленск, 1997.

52. Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. - М., 1997.

53. Рощин С.К. Журналистика и психология. - М., 1989.

54. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. М.: Наука, 1993.

55. Современный русский литературный язык: Учеб. для филол. спец. пед. ин-тов/ Под ред. П.А. Леканта. - М., 1988.

56. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994) // Журналистика и культура русской речи. - Вып. 1. - М., 1996.

57. Тертычный А.А. Ожидания аудитории и текст // Журналистика в 1991 году: Тезисы конференции. - М., 1987.

58. Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. - М., 1989.

59. Толстой И.В. Язык и культура // Журналистика и культура русской речи. - Вып. 8. - М., 1996.

60. Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры. - М., 1989.

61. Ушакова Т. Н. и др. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. - М., 1995.

62. Цуладзе Автандил. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М., 1999.

63. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. - М., 1997.

64. Шапошников Владимир Ник. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998.

65. Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

66. http://2001.vvp.ru/olson.php

67. http://kurginyan.ru

Примечания:

Примечаний нет.