ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ 5

1.1 Природа и назначение правотворчества 5

1.2 Принципы и виды правотворчества 8

1.3 Обеспечение правотворческой деятельности 15

ГЛАВА 2. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 18

2.1 Основные стадии законотворческого процесса 21

ГЛАВА 3. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ 27

3.1 Понятие и основные требования юридической техники 27

3.2 Систематизация законодательства 32

3.3 Логические основы правотворческого процесса. 37

3.4 Функции языка в правотворческой деятельности 48

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 64

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.

Правотворческий процесс как юридическое понятие необходимо строго ограничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается даже в учебной литературе. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

1. Порядок деятельности ( в данном случае по созданию закона).

2. Сама эта деятельность.

Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают («группы давления», исследовательские центры и т. п.).

В данной дипломной работе рассматривается правотворческий процесс в его первом значении – как порядок деятельности по созданию закона ( в том числе и такого, который исправляет или отменяет уже действующий закон). Именно это и является целью дипломной работы.

Процесс правотворчества максимально сложен. В разных регионах мира в разных условиях он протекает по-разному. Вместе с тем в нем было и общее, закономерное для всех вариантов формирования юридических норм независимо от их географических, этнических, хозяйственных, социальных, политических и других особенностей. Настоящая работа раскрывает главные понятия правотворчества и его принципы. В ее основной части перечисляются органы, которые вправе заниматься данным процессом. Основное внимание уделено стадиям правотворческого процесса: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие закона и обнародование правотворческого решения. Помимо этого рассматривались такие вопросы, как: юридическая техника и ее значение для правотворчества; функции языка в правотворческой деятельности.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ

1.1 Природа и назначение правотворчества

Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в госу¬дарстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, циви¬лизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате кото¬рой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало со¬ветскому обществу. Однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов — по¬стоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. "Потребителя¬ми" законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные ма¬териальные затраты, нарушение интересов граждан. Мож¬но привести немалое число фактов из отечественной исто¬рии, когда наша экономика, социальная и духовная сферы пострадали от непродуманных, научно не обоснованных и грубых правовых решений. Чего, например, стоили призна¬ние "тунеядцами" лиц, занимающихся творческой или иной индивидуальной деятельностью, или знаменитый Пер

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РФ: принята на Всенародном референдуме 12 декабря I993 г. M.,I993.

2. Федеральный Закон 8 мая 1994г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ": // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. №2.ст.74.

3. Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступлении в силу"

Федеральных законов" //Собрание актов Президента и правительства РФ. I994. №6. ст.1173.

4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. I992. №30. ст.1792.

5. Агешин А.Ю. Политика. Право. Мораль. М. Юрист: 1982

6. Алексеев С.С. Государство и право. М., Юр.литература I994. C.I90.

7. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. 14 декабря.

8.Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. М.,1988.С.96.

9. Бородин Р.В. Президента РФ тревожит состояние законотворчества // Российская юстиция. 1997.№7. C.1.

10. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Советское государство и право. 1991.№12.C.12.

11. Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М.,: Политиздат. 1991. С.450.

12. Грось А. О противоречиях в гражданском процессуальном законодательстве. // Российская юстиция. I994. №1. С.42.

13. Дюрягин И.Я. Правотворчество в советском государстве. М., Юрид.л., 1974. C.157.

14. Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития. / "Круглый стол" журнала "Советское государство и право" // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.

15. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. l997. №7. C.13.

16. Исполнение законов. / "Круглый стол" журнала" Советское государство и право" // Советское государство и право. 1991. №6,7.

17. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса . // Правоведение . 1991 №6. С.74

18. Керимов Д.А. Законодательная техника: М. Юрист, I998.

19. Ковачев Д.А. Механизм социалистического правотворчества. М.:Юрид.л., 1977. С.58.

20. Кривовенко Л.Т. Право законодательной инициативы. // Советское государство и право. 1997. №8. С.11.

21. Кудрявцев В.Н. 0 правопонимании и законности. // Государство и право. 1994. №З. С.75.

22. Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. С.287.

23. Лазарев А.Г. Теория государства и права. М БЕК.: 1998

24. Лукич Р. Методология права. М.: Прогресс. 1981. С.215.

25. Лукьянова Е. Как готовить закон. // Народный депутат. I990. №12.

26. Матузо Л.В. Теория государства и права. М.: 2000

27. Муромцев Г.И. Источники права.//Правоведение, 1992 №2

28. Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1974. С.256.

29. Научные основы советского правотворчества. / Под ред. Халфиной Р.О.: М. Правоведение, I98I. С.300.

30. Общая теория права. Курс лекций./ Под ред. Бабаева B.K./. Нижний Новгород. 1993. С.304.

31. Перевалов В.Д., Югов А.А Проблемы теории и практики законотворческого процесса в РФ // Российский юридический журнал, 1993, №2.

32. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1994.№12. С.27.

33. Правотворчество в СССР. / Под ред. Мицкевича А.В.: М., Право, 1974. С.320.

34. Синюков В.Н. Исполнение законов. // Советское государство и право.

35. Советское законодательство: пути перестройки. / Под ред. Мицкевича А.В., Приголкина А.C./ М.,: Юрид.л., I989. C.43I.

36. Спасов Б.П. Закон и его толкование. М.:Юрид.л., 1986.С.91.

37. Спиридонов А.Н. Теория государства и права. М.: 1999

38. Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 1994. C.123.

39. Тихомиров В., Приголкин А., Казьмин И. Законотворчество и план. // Народный депутат. I990. №9. С.95.

40. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998

41. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. Юрист:1998

42. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы. М., 1995. С. 273-274.

43. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права Т.1,2 М.: 1995

Примечания:

Примечаний нет.