Рассмотрение особенностей и правовых аспектов трудовых отношений лиц, работающих в условиях Крайнего Севера

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА………………………………..8

1.1 Общие положения……………………………………………………………...8

1.2 Особенности заключения трудового договора…………………………….11

1.3 Отказ в заключении договора………………………………………….....…15

1.4 Существующие проблемы………………………………………………..… 15

II. ГАРАНТИИ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО

СЕВЕРА………………………………………………………………………………18

2.1 Северные надбавки и районный коэффициент…………………………….18

2.2 Дополнительные отпуска………………………………………………………27

2.3 Медицинское обслуживание…………………………………………………..32

2.4 Гарантии для лиц, имеющих детей…………………………………………..34

2.5. Жилищные гарантии…………………………………………………………..36

2.6. Пенсионное обеспечение……………………………………………………….42

2.7. Гарантии при увольнении по инициативе работодателя…………………48

III. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ……..…………………….……..50

3.1. Единовременные пособия, прибывающим на Север……..…………..…..50

3.2. Единовременные пособия в связи с выездом……………………………...52

3.3. Оплата стоимости проезда в отпуск и обратно………………………..…..54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….……57

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

"Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения" . Неблагоприятное воздействие на человека оказывают районы с дискомфортными условиями проживания, мы их называем районы Крайнего Севера. Это территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов.

Северные территории России вносят определяющий вклад в развитие экономики страны, в то время как социально-экономическое положение и уровень жизни населения в большинстве из них остается значительно более низким, чем в других регионах России. Поэтому государство определило своим приоритетным направлением не только создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности в данных районах, рационального использования природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, но и обеспечение достойной жизни населения и устойчивого развития этого региона.

Законодательство о правовом регулировании труда северян основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации , в новом Трудовом кодексе труду северян посвящена отдельная глава, в которой содержится 15 статей, также федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК. В настоящее время действует и закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее в тексте Закон "О гарантиях и компенсациях"), до приведения его в соответствии с Трудовым кодексом РФ применяется постольку, поскольку он не противоречит Кодексу РФ. Перечисленные правовые нормы направлены на то, чтобы компенсировать повышенные затраты труда и стоимость жизни, ограничить, а там, где возможно, и устранить негативное воздействие природно-климатических факторов на здоровье человека, а также содействовать решению специфических задач хозяйственного развития северных регионов. Средством достижения этих целей служит система государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Система государственных гарантий и компенсаций предназначена для того, чтобы приблизить уровень жизни лиц, работающих в районах Cевера, к среднему уровню жизни в России. Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации неоднократно констатировало, что государственная политика на Севере России реализуется через систему государственной поддержки из средств федерального бюджета, анализ проекта федерального бюджета показывает сокращение этой поддержки по многим направлениям.

"Предполагаемые расходы по многим направлениям сокращаются и не обеспечивают развития экономики и повышения уровня жизни населения северных территорий, результат такой политики налицо. Северные регионы оказываются в роли постоянного просителя."

Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Существует ряд вопросов, не нашедших разрешения в законодательстве Российской Федерации и продолжающих решаться на основании законодательства бывшего СССР. На сегодняшний день продолжает действовать перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним , утвержденный Советом Министров СССР от 10 ноября 1967 года, в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 года с последующими изменениями и дополнениями, внесенными уже российским законодателем. При этом отнесение конкретной территории к той или иной зоне находится только в ведении Правительства и не нашло отражения на уровне федерального закона. Действующая система районировании имеет ряд существенных недостатков: не отражает многообразия особенностей природно-климатических условий северных регионов; не учитывает совокупного негативного действия природных и социальных факторов среды на здоровье, функциональные резервы и работоспособность человека. Некоторые территории, попавшие в перечень северных, имеют достаточно благоприятные для проживания и ведения хозяйственной деятельности природно-климатические условия.

Актуальность данной работы на сегодняшний день очевидна. Север сегодня это - 70% территории и 8% населения России. Сегодня Север России является основным поставщиком важнейших топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, рыбо- и лесопромышленной продукции и обеспечивает более половины общероссийских валютных поступлений. На Севере и Дальнем Востоке проживают двенадцать миллионов человек. Здесь сосредоточено две трети ресурсного потенциала страны, северные территории важны в стратегическом отношении. Здесь разведываются и добываются стратегические запасы страны.

Целью работы является рассмотрение особенностей и правовых аспектов трудовых отношений лиц, работающих в условиях Крайнего Севера.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

1) рассмотреть особенности заключения трудового договора с лицами,

поступающими на работу в условиях Крайнего Севера;

2) проанализировать порядок применения гарантий и компенсаций;

3) исследовать проблемные аспекты в рассматриваемой сфере

отношений.

В заключение работы подвести итог по проделанному исследованию, наметить варианты решения проблемных вопросов. Работа имеет следующую структуру: в первой главе будут рассмотрены особенности заключения трудового договора; во второй главе будут рассмотрены и оценены гарантии, предоставляемые работникам Крайнего Севера, в частности право на повышенную оплату труда, гарантии при ликвидации организации, право на отпуск, право на медицинское обслуживание, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений; в третьей главе будут рассмотрены компенсации расходов, в т.ч расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и в случаи переезда.

В подготовке данной работы были использованы - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты по рассматриваемой теме, комментарии к Трудовому кодексу под редакцией различных авторов. Также для более полного понимания некоторых значимых вопросов, рассматриваемых в работе, будут использованы материалы судебной практики.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256

3. Кодекс законов о труде от 9 декабря 1971 г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971,№ 50, ст. 1007 (утратил силу с 01 февраля 2002 г.)

4. Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (с изм. и доп.)// "Российская газета" от 2 июля 1996 г.

5. Федеральный закон от 29 ноября 2003 №154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 48 ст. 4587

6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г., N 52 (Часть I), ст. 4920

7. Федеральный закон от 08 декабря 2003 № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"// "Российская газета" от 17 декабря 2003 г. № 253

8. Федеральный закон от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г., № 43 ст. 4188

9. Федеральный закон от 20.06.96 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (с изм. и доп.)// "Российская газета" от 26 июня 1996 г.

10. Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изм. и доп.)// "Российская газета" от 16 апреля 1993 г. № 73

11. Закон Российской Федерации от 26.06.92 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп.)// "Российская газета" от 29 июля 1992

12. Постановление Совмина СССР от 10.11.67 № 1029 " Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера" ( с изм. и доп.)// СП СССР, 1967, № 29, ст. 203

13. Постановление Совмина РСФСР от 22.10.90 № 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (с изм. и доп.) // СП РСФСР, 1990, 24, ст.254

14. Постановление Совмина РСФСР от 04.02.91 № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изм. и доп.)// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1992 г., № 20, ст. 1664

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.92 № 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изм. и доп.)// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, № 7, 17 августа 1992 г., ст. 390

16. Постановление Минтруда России от 23.07.98 № 29 "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера"// "Библиотечка Российской газеты", выпуск № 19, 1999 г.

17. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 № 37 "Об утверждении разъяснения "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия"// Бюллетень Министерства труда Российской федерации, 1994 г., № 7

18. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 июня 2003 № 35 "О внесении изменений в Постановление Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. № 37 "Об утверждении разъяснения "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия"// "Российская газета" от 06 августа 2003 г., № 155

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.96 № 242 " О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями" //Собрание законодательства Российской Федерации от 18 марта 1996 г. № 12, ст.1123

20. Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. № 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27.28.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// "Российская газета" от 19 декабря 2003 г. № 255

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. "по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "о трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"// Собрание законодательства Российской Федерации от 9 февраля 2004 № 6 ст. 450

22. Разъяснение Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// "Российская газета" от 19 декабря 2003 г. № 255

23. Приказ Минздрава России от 10.12.96 № 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, № 2

Литература:

1. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры.-М.; "Бератор-Пресс", 2002.-344с.

2. Акопова Е.М., ЕреминаС.П. Договоры о труде - М.: "Пресса-М", Ростов на Дону, 1995. - 210 с.

3. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2002.-512с.

4. Бурсулая Н.Е., Смирнов А.Е. За что увольняют бухгалтеров? // "Кадровое дело", 2003, № 1, с.10.

5. Бугров Л.С. Трудовой договор и "фирменные" правила управления персоналом /-М.:Юрид. литература, 2002, 62с.

6. Баркашова С.В. Рассмотрение судами споров о заключении трудовых договоров // "Трудовое право", 2002, №5, с.29.

7. Бойченко Т.А. Трудовые споры, вызванные ошибками при заключении и оформлении трудового договора//"Справочник кадровика", 2003, № 3, с.15.

8. Васильева Л.А. Особенности нового Трудового кодекса // "Закон", 2002. №7, с.67.

9. Варов В.К. "Главные отличия нового Трудового кодекса РФ от КЗоТ" // Библиотека "Российской газеты", 2002, №1

10. Волкова И.С. "С думой О Севере"// Народная газета Ненецкого автономного округа "Новое слово", 2003, № 114, с.4.

11. Вольдман Ю.Я. Новый трудовой кодекс Российской Федерации: пробелы, упущения, противоречия, ошибки // "Гражданин и право", 2002, №5, с.25.

12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник: 2-М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2003. - 496с.

13. Гейц И.В. Заключение и расторжение трудовых договоров с работниками в соответствии с Трудовым кодексом РФ, основные отличия от ранее применявшихся правил // "Консультант бухгалтера", 2002, № 4, с.28.

14. Глазырин В.В. Трудовой договор (контракт). Новое в правовом режиме // "Хозяйство и право", 1993, № 6, с.38.

15. Головина С.Ю. Дискриминационные нормы трудового кодекса Российской Федерации // "ЭЖ-Юрист", 2003, № 24, с.7.

16. Грось Л.А. Судебная защита трудовых прав: соотношение трудовых и гражданско-правовых договоров // "Российская юстиция", 1996, № 8, с 9.

17. Глазырин В.В. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях// "Справочник кадровика", 2002, № 10, с.13.

18. Глазырин В.В. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях// "Справочник кадровика", 2002, № 11, с.7.

19. Информационно-аналитическая записка Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов "О федеральном бюджете на 2003 год"

20. Куренной А.М. "Правовое регулирование заключения трудового договора и переводов на другую работу" // Трудовое право. 2002, №11, с. 11.

21. Концепция Федерального закона "Об основах государственной политики РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"// Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, 2000

22. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А.Панина.-М.: МЦФЭР, 2002.-1100с.

23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под редак. К.Я.Ананьевой - М.: ТОН - ИКФ ОМЕГА - Л, 2002.-512с.

24. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Под редакцией К.Н.Гусова.- ООО "ТК Велби", ООО "Издательство проспект", 2003 -560с.

25. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Под редакцией О.В.Смирнова -М.:ПОБОЮЛ Григорян А.Ф.,2002.-760с.

26. Кривой В.И. Вахтовый метод: правовые вопросы. - М.: Юрид.лит., 1989. - 176с.

27. Марков В.П. Позаботится ли государство о северянах, или это удел корпораций?// "Регион".2003, №6, с. 62.

28. Мелешко Н.Т. Новый Трудовой кодекс// "Закон и право", 2003, № 10, с.56.

29. Пиляева В.В. Трудовое право России. СПб.: Питер, 2002.-448с.

30. Полозов В.Н., Ионова Е.М. Нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым -М.:Норма, 2001, 45с.

31. Сверчкаренко В.Т. Трудовой договор должен быть одинаково выгоден и работнику и работодателю // "Человек и труд", 1998, № 3, с.19.

32. Суслова М.В. О процентных надбавках к заработной плате в районах Севера// "Справочник кадровика".2004,№1, с.59.

33. Хохлов Е.Б., Маврин С.П. Трудовое право России. Учебник - М.:Юристъ, 2003 - 510 с.

34. Чижов Б.А., Шамов Е.М. Практика применения Трудового кодекса РФ. Ответы на вопросы. - М.: "Бератор - Пресс", 2003.-160с.

35. Чиканова Л.О. Трудовой договор // "Хозяйство и право", 2002, № 5, с.8.

36. Чиканова Л.О. Трудовой договор // "Хозяйство и право", 2002, № 5, с.10.

37. Чиканова Л.А. Срочный трудовой договор// "Справочник кадровика", 2002, №4, с. 36.

38. Шеломов Б.А. Трудовой договор // "Человек и труд", 2002, № 8, с.37.

39. Шеломов Б.А. Общие положения Трудового кодекса РФ. Комментарий к ТК// "Человек и труд" , 2002, № 4, с.31.

40. Шеломов Б.А. Трудовой кодекс переходного периода // "Справочник кадровика", 2002, №4., с. 24.

Примечания:

Примечаний нет.