Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации

Виды правотворчества

По субъекту:

1. Правотворчество высших представительных органов государства(например, правотворчество Федерального Собрания РФ – парламента РФ или законотворчество);

2. Непосредственное правотворчество народа,например, в процессе проведения референдума, то есть всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

3. Подзаконное правотворчество,отличающееся многочисленностью субъектов, к которым, например, в России можно отнести:

А) Президента РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Федеральные министерства и ведомства, государственные комитеты, агентства (ведомственное правотворчество), органы государственной власти субъектов федерации;

Г) Органы местного самоуправления;

Д) Субъекты управления на предприятиях, учреждениях, то есть локальное правотворчество;

4. Санкционированное правотворчествопредполагает, что источником права признается уже сложившееся в обществе правило поведения, например, обычай, который непосредственно государством не создается, а только санкционируется, т.е. государство придает ему юридическую силу.Санкционирование государством норм, которые сложились независимо от него в виде обычая (Цыганов В.И.). Строго говоря, это нельзя считать правотворчеством, так как в данном случае нормы права складываются спонтанно, а не в результате целенаправленной деятельности государства.

5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость

Систематизация это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую, согласованную, цельную систему с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Демократическое общество диктует потребность в том, чтобы право было совершенным по своей форме, упорядоченным, систематизированным, эффективно выполняющим свои задачи.

Цели систематизации:

1. Создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования;

2. Устранение устаревших и неэффективных норм права;

3. Разрешение юридических коллизий;

4. Ликвидация пробелов и обновление законодательства;

 

Инкорпорация (от лат. incorporeatio – включение в свой состав) это вид систематизации, в ходе которой действующие нормативно-правовые акты объединяются, сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования в разного рода сборники, собрания, где каждый из нормативно-правовых актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Результат инкорпорации – это различного рода сборники или собрания. Инкорпорация – это самый простой вид систематизации, при котором не производится переработка содержания норм права. Она проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Принципы инкорпорации:

1. хронологический (по времени их принятия). Например, «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального собрания РФ»;

2. тематический, систематический, предметный (по определенной тематике). Например, Свод законов Российской Империи действовал в XIX- XX вв.;

Пример: Свод законов Юстиниана как основной источник древнеримского права представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Первое в России Полное собрание законов, изданное в 1830 г., состояло из законодательных актов, исходящих от царя, нормативных актов, принятых Сенатом, министерствами, а также Святейшим Правительствующим Синодом.

Виды инкорпорации:

1. Официальная осуществляется компетентными государственными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности (Собрание законодательства РФ).

2. Неофициальная может проводится государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в учебных целях, для просвещения населения либо с коммерческими целями (сборники нормативно-правовых актов по отраслям права). На неофициальные сборники нельзя ссылаться в ходе рассмотрения дел в суде и других правоприменительных органах.

Консолидациявид систематизации, в ходе которой действующие н.п.а., изданные по одному и тому же вопросу или по нескольким взаимосвязанным вопросам объединяются без изменения их содержания в единый укрупненный акт, где каждый из объединенных н.п.а. теряет свое самостоятельное юридическое значение. В данном случае нормативно-правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.д.). Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы. Этот новый укрупненный акт не вносит изменений в действующее законодательство. Данный вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы.

Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативно-правовых актов. Мировая практика консолидации весьма обширна. В Великобритании издаются десятки такого рода актов, которые объединяют акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования. В конце XIX века английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции получили распространение кодексы, объединяющие нормативные предписания по одному и тому же вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, кодекс сберегательных касс и др. В Германии действует такой консолидированный акт как Социальный кодекс.