Период политической раздробленности Древней Руси. XII - XIII вв. 5 страница

В целях укрепления государственного аппарата Сенат с 1801 г. стал выполнять преимущественно функции высшей судебной власти. В 1802 г. была проведена министерская реформа: созданы первые 8 министерств и учрежден Комитет министров для координации их деятельности. Реформа была завершена в 1810-1811 гг., когда были ликвидированы коллегии. В 1809 г. М.М. Сперанский представил проект государственных реформ - "Введение к Уложению государственных законов". В его основу была положена идея разделения властей на всех уровнях. Высшими органами власти должны были стать Государственная дума (законосовещательный), Правительственный Сенат (исполнительный) и Судебный Сенат, деятельность которых координировал назначаемый императором Государственный совет. Также предлагалось создать выборные окружные, губернские и волостные думы на местах, провести судебную реформу на принципах всесословности, независимости и несменяемости судей. Вместе с тем власть императора оставалась верховной и неограниченной, но он разделял её теперь с представительными органами. Однако реализация проектов ограничилась лишь созданием Государственного Совета (1810 г.), поскольку широкие круги бюрократии и дворянства выступили против М.М. Сперанского. В итоге, в 1812 г. он был отстранён от государственных дел и отправлен в ссылку. На дальнейшую политику Александра повлияла Отечественная война 1812 г. 12 июня 1812 г. французская армия под командованием Наполеона вторгается в Россию. Однако в результате Смоленского (июль-август 1812 г.), Бородинского (26 августа 1812 г.) и других сражений Наполеон подошел к Москве со значительными потерями. Уступив противнику Москву, русская армия под командованием М.И. Кутузова в октябре 1812 г. нанесла поражение французам в переломном сражении под Малоярославцем и к концу года изгнала их из страны. В 1813-1814 гг. в результате заграничного похода русской армии Наполеон был окончательно разгромлен. В 1814-1815 гг. состоялся Венский конгресс, на котором решался вопрос о послевоенном устройстве Европы. По его решению был образован "Священный союз" европейских государств, целью которого стала борьба с революциями и сохранение мира в Европе. Союз возглавил русский император, что было отражением возросшего авторитета и влияния России после разгрома Наполеона. После войны Александр I проводит либеральные реформы в западных частях империи. В 1815-1818 гг. он дарует Конституцию и сейм Польше, конституционное устройство - Финляндии (автономия), отменяет крепостное право в Польше, Финляндии и Прибалтике. Все эти меры рассматривались Александром как подготовительные для проведения таких же реформ во всей империи. К 1820 г. были подготовлены Н.Н. Новосильцевым проект конституции, а А.А. Аракчеевым - отмены крепостного права, однако они не были реализованы по причине возросшего сопротивления реформам со стороны консерваторов. Другой причиной было отсутствие социальной поддержки, а появившиеся тогда тайные организации будущих декабристов были слишком малочисленны. В целом, после 1815 г. в правлении Александра I преобладают консервативные тенденции. Изданными в 1822-1824 гг. указами крепостным вновь запрещалось жаловаться на помещиков, а последние могли ссылать крестьян в Сибирь, в армии вводилась жестокая палочная муштра, усилились гонения на просвещение и печать. Реакционную политику связывали с именем А.А. Аракчеева ("аракчеевщина"). В 1819 г. в приграничных губерниях он учредил военные поселения, в которых крестьяне помимо занятий сельскохозяйственным трудом обязаны были нести военную службу. В военных поселениях царил жестокий режим эксплуатации, в результате эта реформа привела к восстаниям и бунтам, а сами поселения стали символом "аракчеевщины". Таким образом, в первый период правления Александр I пытался продолжить политику "просвещённого абсолютизма", в том числе подготовить отмену крепостного права, создать парламент и принять Конституцию. Однако страх российской верхушки перед радикальными реформами, господство феодально-крепостнических отношений и отсутствие социальной поддержки обусловили нарастание консервативных тенденций в последние годы правления Александра I. Восстание декабристов, поднятое после смерти Александра I в 1825 г., стало первым серьезным вызовом самодержавию и обернулось для страны долгим перерывом в реформистских усилиях. Правление Николая I (1825-1855 гг.): политика консерватизма Начав правление в сложной политической обстановке, Николай I последовательно проводил консервативный курс. Государственной идеологией становится "теория официальной народности", сформулированная С.С. Уваровым, с лозунгами "самодержавие, православие, народность". Охранительный реакционный курс приводит к укреплению самодержавия, усилению административных, военно-полицейских, бюрократических методов управления империей. Всесилие бюрократии способствовало росту взяточничества, казнокрадства и произвола чиновничества. Особое значение при Николае I приобрела Собственная Его Императорского Величества канцелярия, она сосредоточила основные рычаги управления, заметно разрослась и была поделена на отделения. I отделение исполняло личные повеления государя, представляло поступающие на его имя бумаги, контролировало деятельность министерств и ведомств, занималось назначением и увольнением чиновников. II отделение занималось систематизацией и кодификацией законов. Под руководством Сперанского, реабилитированного Николаем I, были систематизированы принятые в 1649-1825 гг. законы. В 1830 г. начинается их издание в 45-томном "Полном собрании законов Российской империи. На его основе в 1832 г. был составлен "Свод законов Российской империи", включавший только действующие законы (вступил в силу в 1835 г.). III отделение (глава - А.Х. Бенкендорф) стало органом государственной безопасности и политического сыска. Отделение установило жесткий полицейский контроль и надзор в стране, боролось с оппозиционными и революционными выступлениями, крестьянскими восстаниями, занималось цензурой и т.д. Для эффективной реализации этих задач при нем был создан Отдельный корпус жандармов. Но, несмотря на это, именно в правление Николая I в России начинают формироваться общественно-политические движения (см. лекцию 6). IV отделение курировало благотворительные учреждения. V отделение во главе с П.Д. Киселёвым разработало реформу государственных крестьян, которая была проведена в 1837-1841 гг. Она закрепила крестьянское самоуправление в рамках сельской общины, в деревнях создавались школы, больницы, распространялась агрокультура. Однако чрезмерная опека и вмешательство бюрократии в дела крестьян вызывало их недовольство. VI отделение занималось разработкой вопроса о форме управления Кавказом. Стремление России закрепиться на Кавказе привело к многолетней Кавказской войне (1817-1864 гг.), продолжавшейся весь период правления Николая. На Кавказе было учреждено военное управление. В экономической сфере в России наблюдается подъем промышленности: увеличилось число фабрик и заводов (в 3 раза), городов (в 1,5 раза), вырос объем промышленного производства и внешнеторговый оборот (в 2 раза), растет число наемных рабочих. Этому способствовал ряд прогрессивных мер правительства: упорядочение денежного обращения, предоставление государственных кредитов, поддержка предпринимательства, протекционизм, активное усвоение технических новшеств Запада. В 1830-40 гг. в стране начался промышленный переворот - переход от мануфактурного производства к фабричному, основанному на широком использовании машин. Социальная сторона промышленного переворота заключалась в появлении новых классов - буржуазии и рабочих. Россию промышленный переворот затронул позднее передовых стран Европы, а начальная его фаза характеризовалась широким использованием труда крепостных. Особое распространение приобретает отходничество - уход крестьян на заработки в города с разрешения своих хозяев или сельских властей. Промышленный переворот также выразился в развитии новых видов транспорта: с 1815 г. в России появляются пароходы, в 1837 г. была проложена первая железная дорога от Петербурга до Царского села, в 1851 г. - от Петербурга до Москвы. В результате появления железнодорожных путей постепенно падает значение ярмарок, их постепенно вытесняет магазинная торговля. Однако сохранение крепостного права и других феодальных институтов заметно тормозило развитие экономики и рыночного уклада. Сам Николай I осознавал пагубность крепостничества, грозившего к тому же новой "пугачевщиной". Однако отмена крепостного права, по его мнению, должна была осуществляться постепенно, без ущерба для помещиков. Для решения этого вопроса было создано несколько Секретных комитетов. В 1842 г. издан указ об "обязанных крестьянах", который разрешил помещикам по своей воле давать крепостным личную свободу с возможностью пожизненной аренды земельного надела и передачи его по наследству. Но эти меры не изменили характера социально-экономического строя России. Аграрная по преимуществу экономика и феодально-крепостнические отношения приводили к увеличению экономического и военно-технического отставания России от ведущих европейских стран, которое ярко проявилось в Крымскую войну (1853-1856 гг.). Поражение в войне показало неэффективность политического курса Николая I, который привел к отставанию страны, дестабилизации социальной и политической жизни. Ликвидация крепостничества, модернизация и либерализация страны стали первоочередными задачами дальнейшего развития России. Лекция 5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) Н.С. Воротникова, И.С. Когай В конце XVIII - середине XIX вв. в западноевропейских государствах утвердились индустриальные (капиталистические) общества, резко возросли темпы их промышленного и экономического развития, в политическом строе устанавливаются конституционные монархии или республики, расширяются демократические свободы. Это приводит к утверждению экономического и военно-технического превосходства ведущих стран на международной арене, росту имперской и колониальной политики, что создавало угрозу для внешнеполитических интересов и суверенитета других государств, в том числе России. Объективное развитие России требовало модернизации страны, решения самых наболевших вопросов - отмены крепостного права и демократизации политической системы. Это подтвердило жестокое поражение России в Крымской войне, нарастание социально-экономических и политических проблем в самой империи. Во внутренней политике самодержавия, как и в первой половине XIX в., развиваются две тенденции: реформирование российского общества или проведение охранительной консервативной политики. Великие реформы Александра II (1855-1881 гг.) Правление Александра II стало временем глубоких преобразований, изменивших государственное устройство империи, обновивших ее социально-экономический строй, повлиявших на развитие науки, образования и культуры. Реформы проводились "сверху", постепенно, мирным путем, они охватили все сферы общественного развития. При всей непоследовательности и незавершенности они имели ярко выраженный либеральный характер. Содержание, темпы и масштабы реформ "регулировала" постоянная борьба в окружении Александра II между реформаторами (великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, А.В. Головин, М.Х. Рейтерн) и консерваторами (В.А. Долгоруков, П.А. Шувалов, В.Н. Панин). В 1855-1861 гг. Александр II проводит общую либерализацию общественной жизни: смягчение цензуры, амнистия политических заключенных, разрешение свободного выезда за границу, прощение казенных недоимок крестьянам, отмена на три года рекрутских наборов и т.д. Одновременно началась масштабная подготовка проектов будущих реформ, в которую вовлекалась и общественность. Так подготовкой крестьянской реформы занимался созданный в 1857 г. Секретный комитет и Редакционные комиссии с участием губернских представителей. Проекты реформ обсуждались в Государственном совете, Совете министров и утверждались императором. 19 февраля 1861 г. началась крестьянская реформа, которая была первым и важнейшим шагом в модернизации страны. Содержание реформы:
  • Отмена крепостного права. Крепостные становились лично свободными и получали все права государственных крестьян, в том числе на владение собственностью, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т.д.
  • Крестьяне освобождались с землей, но она переходила к ним за выкуп. Выкупные платежи исчислялись из размера оброка, который прежде выплачивался помещику (капитализированный оброк), а не из рыночной стоимости земли. Часть суммы (75-80%) крестьяне получали в виде ссуды от государства на срок 49 лет с выплатой 6% годовых, остальную - оплачивали самостоятельно. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным (от 2 до 9 лет) и исполнял повинности (оброк и барщину) в пользу помещика.
  • Размеры земельного надела крестьян устанавливались в 1,5-12 десятин в разных местностях, земли сверх нормы (отрезки) изымались от прежних наделов. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже увеличивались, крестьяне потеряли до 20% земли.
  • Так же, как государственные, бывшие крепостные крестьяне объединялись в сельские общины и получали общинное самоуправление. Личные крестьянские наделы передавались в собственность общины, которая периодически уравнительно их перераспределяла.
Содержание реформы, как и последующих, имело компромиссный характер, она вызвала недовольство и помещиков, и крепостных, по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Высокие выкупные платежи (взимание платежей было прекращено только в 1906 г.), ограниченные наделы, положение временнообязанных, проблема отрезков и другие надолго определили сущность крестьянского вопроса в России. Но следует помнить, что крестьяне боролись за конфискацию помещичьей земли и бесплатную передачу крестьянам, т.е. неправовое и революционное решение аграрного вопроса. Историческое значение крестьянской реформы невозможно переоценить: она изменила социально-экономический строй, дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу России, создала условия для других либеральных преобразований. Отмена крепостного права диктовала необходимость преобразования государственных структур и общественной жизни в целом. Начало реформированию государственного управления положили Земская и Городская реформы: впервые в истории России на местах были созданы выборные, всесословные органы самоуправления. Земская реформа 1864 г.:
  • В губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. Выборы в земства проводились раз в три года по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне (в том числе бывшие крепостные). Председателями земских управ являлись предводители дворянства.
  • Земства ведали вопросами социально-экономического развития своих территорий: местным хозяйством и торговлей, строительством и эксплуатацией дорог, продовольственным снабжением, образованием, здравоохранением, благотворительными учреждениями, ветеринарией, статистикой и т.д.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний, а в 1914 г. - в 43. Земства сыграли большую роль в активизации общественной жизни на местах, решении важнейших социальных проблем страны, улучшении жизни русской деревни. По Городской реформе 1870 г. была преобразована система городского самоуправления, созданная Екатериной II в 1785 г.
  • В городах избирались городские думы и управы во главе с городскими головами. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости, торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.
  • Городские власти ведали вопросами социально-хозяйственной жизни городов. Они формировали свой бюджет, занимались благоустройством города (водоснабжение, освещение, дороги, мосты, тротуары, транспорт), образованием, здравоохранением, промышленностью и торговлей, кредитованием и т.д.
Полномочия и финансовые возможности земств и городских дум были ограничены, не допускалась их политическая деятельность. Государство контролировало их деятельность через губернаторов, имевших право отменять любые их решения. Реформы не были завершены созданием "всероссийского земства" - высшего выборного представительного органа, что стало бы решающим шагом в демократизации России. Судебная реформа 1864 г. была самой последовательной либеральной реформой, приблизившей российское правосудие к мировому уровню. Целью реформы были провозглашены: "водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность, утвердить в народе уважение к закону".
  • Утверждались новые принципы судопроизводства: всесословность (равенство перед законом), гласность, состязательность, независимость и несменяемость судей.
  • Создавалась новая система судов: общие (окружной суд и судебные палаты - судьи назначались царем) и мировые (мировые судьи и уездные съезды мировых судей - избирались уездными земскими собраниями). Она дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства и военными трибуналами. Судебную власть возглавлял Сенат, который подчинялся только императору.
  • Впервые в России вводились новые судебные институты - адвокатура (присяжные поверенные) и суд присяжных.
Военная реформа (1861-1874 гг.) ставила целью модернизацию армии.
  • Самым важным в ней был новый принцип формирования армии: в 1874 г. была введена всесословная воинская повинность и отменялись рекрутские наборы. Срок службы в армии составил 6, на флоте - 7 лет, вводилась гибкая система отсрочек, сокращения сроков и освобождения от военной службы. Демократизировалась внутренняя жизнь армии, отменялись телесные наказания, солдат и матросов обучали грамоте.
  • Создавались военные округа военно-окружные управления, сеть военных (кадетских) гимназий, юнкерских училищ и военных академий, куда принимались представители всех сословий; реформировались военные суды и военная прокуратура.
  • Быстрыми темпами проводилось техническое перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов.
Новая русская армия показала свою боеспособность во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., завершившейся блестящей победой России. В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области образования, вызванные потребностями общественной жизни. Главными изменениями в системе образования стало введение принципа всесословности, т.е. его доступности для всех сословий и введение женского образования.
  • Начальное образование давали церковно-приходские школы, земские народные училища и домашние частные учителя.
  • Среднее - гимназии (классические, реальные, женские, прогимназии).
  • Высшее - университеты и институты. Университетский устав 1863 г. предоставлял автономию высшим учебным заведениям: советы университетов самостоятельно решали все научные, финансовые и учебные вопросы, избирали ректоров, деканов и преподавателей. В 1869 г. были открыты первые высшие женские курсы: Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве).
"Временные правила по делам печати" (1865 г.) отменяли предварительную цензуру, оставив за цензурой право через суд закрывать органы печати в случае нарушения ими правил. Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи. Важнейшими мероприятиями были создание Государственного банка (1860 г.), упорядочение и установление гласности государственного бюджета, отмена государственной кредитной монополии, изменение налоговой системы, реорганизация государственного контроля и т.д. Политика либерализации привела к активизации общественной жизни в стране, размежеванию политических сил. Последствия русско-турецкой войны, экономические причины (промышленный спад, неурожаи 1879-1880 гг.), неудовлетворенность темпами, содержанием и результатами реформ осложняли ситуацию в стране, вызвали антиправительственные выступления крестьян, разночинцев, студентов. Либералы выступали за незамедлительное введение конституции и созыв "земского собора". Революционные народники развернули широкую агитацию, стремясь поднять крестьян на революцию. По мнению части народников, более действенным средством подготовки революции был террор, в первую очередь против самого императора. Выстрел Д.И. Каракозова в Александра II 4 апреля 1866 г. стал отправной точкой жестокой борьбы революционеров и правительства. В 1874-1881 гг. правительство усиливает репрессивные меры против революционного движения. При этом реформаторы в правительстве (М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, А.А. Абаза) пытались сохранить курс на либерализацию. В 1880 г. после очередного покушения на императора Лорис-Меликов возглавил Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка, а затем министерство внутренних дел, получившие широкие карательные полномочия. Стремясь преодолеть кризис проведением политических преобразований, он предложил проект включения в Государственный совет представителей земств и городских дум ("Конституция Лорис-Меликова"). Проект был одобрен и подписан императором 1 марта 1881 г., его реализация позволила бы сделать самый важный после отмены крепостного права шаг к либерализации страны. Однако в тот же день Александр II был убит террористами из организации "Народная воля". Период великих реформ Александра II Освободителя является поворотным для российской истории. Они коренным образом изменили экономический строй России, превратив ее из феодально-крепостнической страны в капиталистическую, демократизировали государственное управление империи, создали систему местного самоуправления, современные судебную систему, армию и образование. Вместе с тем реформы не были завершены, в стране сохранялись самодержавие и всевластие бюрократии, господство помещичьего землевладения, крестьянская община, сословное и гражданское неравенство, массовая неграмотность населения. Объективно политика модернизации требовала продолжения и развития даже после трагической гибели царя-реформатора. Пореформенное развитие России (1881 - 1905 гг.). На формирование политического курса императора Александра III (1881-1894 гг.) решительно повлияло убийство его отца и необходимость укреплять порядок и законность в стране. Он отвергает проект Лорис-Меликова, отправляет в отставку либерально настроенных министров и заменяет их консервативными. 29 апреля 1881 г. был опубликован Манифест с характерным названием "О незыблемости самодержавия". Александр III и ведущие идеологи новой политики (К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков) возродили "теорию официальной народности". Они были убеждены в благотворности для России незыблемости самодержавия, считали политические реформы инструментом разрушения страны и стимулом для роста революционного движения. Утвердилась консервативная политика, направленная на укрепление самодержавия, усиление административных, репрессивных и чрезвычайных методов управления страной и постепенное ограничение реформ 1860-70-х гг. Принимаются жесткие меры по подавлению революционного и оппозиционного движений. В 1881 г. было принято "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". В любой местности могло быть объявлено состояние "чрезвычайной и усиленной охраны", администрация и полиция получали право ареста подозрительных лиц, закрытия учебных заведений и органов печати, приостановления деятельности земств и т.п. Закон о военном положении (1892 г.) предусматривал в случае массовых беспорядков возможность объявления военного положения. Власть в этом случае передавалась военным властям, на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-полевых судов. Были усилены также репрессивные органы - созданы охранные отделения по борьбе с революционным движением. Александр III последовательно и решительно проводит политику ограничения реформ предыдущего царствования. Земская контрреформа. По закону 1890 г. при выборах в земства система курий сохранялась, но число гласных от дворян увеличивалось за счет снижения имущественного ценза, для городской курии ценз возрастал, крестьяне теперь избирали лишь выборщиков, из которых гласных назначали губернаторы. Ограничивались права земств, резко усиливался контроль над ними со стороны администрации. Городская контрреформа (1892 г.) повысила имущественный ценз для избирателей, что обеспечило преобладание в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян. Власти имели право утверждать весь руководящий состав городского управления, активно вмешиваться в дела думы. В судах была ограничена гласность, фактически нарушался принцип несменяемости судей, был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. В и правительство приняло "Положение о земских участковых начальниках", по которому упразднялись выборные мировые суды для крестьян. Административную и судебную власть над крестьянами, контроль над крестьянской общиной осуществляли земские участковые начальники, назначаемые из местных потомственных дворян-землевладельцев. В образовании ужесточался административный контроль. Университетский устав 1884 г. упразднил автономию университетов, особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Изменялись правила приема в университеты: в 5 раз возрастала плата за обучение, гимназии должны были поручаться за благонадежность абитуриентов. С 1886 г. был прекращен прием слушательниц на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских. Циркуляр о "кухаркиных детях" (1887 г.) запрещал принимать в гимназии детей из низших сословий. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании. В 1882 г. были приняты Временные правила о печати, фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Император Николай II (1894-1917 гг.) программой своего царствования объявил следование идеалам своего отца, и любые нововведения называл "бессмысленными мечтаниями". Особенности социального развития. В социальной сфере проводилась политика, направленная на сохранение традиционного уклада жизни сословий и укрепление позиций дворянства, принимались меры для регулирования социальных отношений и проблем. Население России по переписи 1897 г. составляло 127 млн. человек. В обществе сохранялась сословная структура и сословное неравенство. Самым многочисленным сословием по-прежнему оставалось крестьянство - около 80% населения, мещане составляли 11%, дворяне - примерно 1,5%, купцы и духовенство - по 0,5%. Около 75% населения проживало в сельской местности, городское население составляло около 13%. Главной проблемой общественной жизни являлся крестьянский или аграрный вопрос. Сущность его - крестьянское малоземелье и безземелье, сохранение полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Основная масса крестьян не имела средств и на покупку земли (кулаки составляли 20% крестьян, середняки - 30%, бедняки - 50%). В деревне нарастало аграрное перенаселение (около 20 млн. человек к концу XIX в.), т.е. появились лишние рабочие руки. Объектом притязаний крестьян, естественно, становились частновладельческие земли, в первую очередь, помещичьи. Правительство принимает некоторые меры для решения крестьянских проблем. В 1881 г. было ликвидировано временнообязанное положение крестьян, сокращалась сумма выкупных платежей; в 1882 г. создан Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли, в 1887 г. была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах. Однако политика правительства была непоследовательной: укреплялось общинное землепользование и ограничивалось переселение крестьян на свободные земли. Сложные взаимоотношения между помещиками и крестьянами выходили за рамки социального противостояния, перерастали в политическую борьбу: нерешенность аграрной проблемы стала по существу главной причиной грядущей революции. Не меньшую остроту приобретала проблема взаимоотношений труда и капитала - рабочий вопрос. Промышленный подъем привел к значительному росту числа рабочих (10 млн. человек) и усилению их эксплуатации. Принятие ряда фабричных законов (1882 г. - о запрещении труда детей до 12-летнего возраста, 1885 г. - о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. - ограничение штрафов, 1897 г. - ограничение рабочего дня 11,5 часами) не решало рабочий вопрос кардинально. Проблема могла быть смягчена разрешением деятельности профсоюзов и принятием страхового законодательства, однако самодержавие не шло на это. В стране нарастало рабочее движение, которое все чаще переходило от экономических требований к политическим. Империю населяло, кроме русского, не менее 130 народов (57% населения), различавшихся по типу цивилизации, духовным традициям, религиям, уровню просвещения. Национальный вопрос также являлся одной из причин революционного движения (подробно см. лекцию 9). Ликвидация таких пережитков феодализма, как правовое неравенство по сословному, религиозному, национальному, половому признакам также настоятельно требовала решения. Острейшими были проблемы низкого уровня жизни большинства населения, недоступности или малодоступности для них образования, медицинского обслуживания, культурных достижений. На рубеже веков общественная жизнь страны была наполнена противоречиями и конфликтами, которые в условиях самодержавного строя привели в революционному взрыву. Экономическое развитие России в пореформенный период Т.А. Лебединская Капиталистические отношения начали складываться в России задолго до отмены крепостного права, однако становление капитализма как системы произошло уже в пореформенное время. Реформы 1860-70 гг., в первую очередь крестьянская, явились важнейшим условием его интенсивного развития.