Основные проблемы социально-экономической истории Древней Руси

Истории Древней Руси посвящена обширная отечественная и зарубежная историография. При этом дискуссионными остаются практически все базовые, основные характеристики древнерусского общества, в том числе - сущность и характер общественного и политического строя.

Общественный строй Древней Руси вряд ли можно считать до конца понятым, историки предлагают различные типологии и подходы. Население Древней Руси, прежде всего, разделялось на две большие категории: свободные полноправные граждане и зависимые.

Свободное население Руси, как городское, так и сельское, в источниках называется термином "люди" (от корня "люд" - народившиеся, растущие). В летописях "люди, людины" - всегда "свои" (соплеменники), трудоспособные, боеспособные и самостоятельные мужи. Свободные люди различались по социальному и имущественному статусу.

Письменные источники X-XI вв. упоминают "светлых" и "великих" князей "всякое княжье", лучших людей, нарочитых мужей, княжьих мужей, бояр, старцев градских, нарочитую чадь, гридь. Они интерпретируются как привилегированные слои: князья и дружина, нередко сливавшиеся с купечеством. Общеславянское слово "князь" происходит от древнегерманского "kuning" - старшина рода (как и английское king, "король"). Неотделима от князя древнерусская дружина, состоящая из старшей (бояре, княжьи мужи) и младшей (гридь, двор) дружины. Дружинники - это, прежде всего, военно-служилая знать, профессиональные воины. Они были обязаны князю службой и личной верностью, это "друзья" князя, его думцы и домочадцы: общность очага и хлеба - важная черта дружины. В IX-X вв. дружина занималась исключительно войной, торговлей и управлением, не имела ни деревень, ни пашен, т.е. не была еще землевладельческим классом. В XI-XII вв. с развитием боярского землевладения начинается процесс разложения дружинных отношений. Дружина исчезнет во второй половине XIII-XIV вв.: это связано не только с внутренними процессами, но и с массовой гибелью дружинников в борьбе с монголо-татарами и другими врагами.

Рядовые свободные граждане: земледельцы-общинники и горожане решительно преобладали в Древней Руси. В "Русской правде", а именно в "Правде" Ярослава 10 из 17 статей посвящены правам личности, защищают жизнь и здоровье свободного человека, еще 4 статьи посвящены имуществу Людина, защищались честь и достоинство человека (штрафы за оскорбление усов и бороды, угрозы ударить мечом, оскорбление действием) и его жены. При этом нет ни одной статьи, защищающей особо князя. Они появляются позже и касаются имущества, но не личности князя.

Важнейшим социальным институтом Древней Руси являлась община - вервь. Корни ее в родоплеменном обществе, с течением времени община родственников преобразуется в соседскую, территориальную. Но сохраняются ее главные черты: коллективное владение землей и выполнение государственных повинностей и налогов, коллективный труд, ответственность за каждого члена общины ("круговая порука"), взаимовыручка. Все важные вопросы в общине решались всем "миром", сходом или вечем. Свободный, платящий налог (полюдье) лишь государству крестьянин-общинник был главной фигурой Древней Руси. Общинные традиции сохранялись и в городах. Сохранение крестьянской общины до начала XX в. - одна из самых важных особенностей русской истории. В крестьянской стране, какой была Россия до середины XX в., общинные ценности и мировоззрение оказали главное влияние на формирование русской культуры и менталитета.

По источникам выделяются различные группы зависимого населения, но они не являлись многочисленными, особенно в IX-XI вв.

  • Челядь - рабы, причем только иноплеменники, они не имели никаких прав, основным источником их пополнения была война, плен.
  • Холопы (упоминаются в документах с 986 г.) - тоже рабы, но, видимо, местного происхождения.
  • Данники - население, с которого дань взимали силой, под угрозой оружия, то есть завоеванные и покоренные племена. Свободное население даннического тягла не несло, оно платило "полюдье".
  • Смерды (впервые упоминаются в 1006 г.) - видимо, покоренные племена неславянского происхождения, главная обязанность которых выплата дани. Они имели собственное хозяйство, поставляли лошадей, использовались для защиты границ. Вероятно, были и внутренние смерды, работающие на чужой земле и обязанные ее владельцу повинностями и оброками.
  • Закупы - полностью лишенные средств производства, но сохранявшие личную свободу люди. Закупничество заключалось на определенный срок, ими делались "пище ради" выпавшие из общины, деклассированные люди.
  • Рядовичи - мелкие управители князя или боярина, поступившие в услужение к нему через "ряд" - договор.

Форма семьи свидетельствует об архаичности древнерусского общества. По летописи древляне, радимичи, вятичи, северяне брака не имели, а "умыкиваху у воды девица", имели по две - три жены. После Крещения Руси церковь повела борьбу с языческими формами семьи, но они оказались очень живучими. Так, в XII в. митрополит Иоанн гневно обличает тех, "кто без стыда и срама две жене имеет".

В социальных отношениях было много родоплеменных черт: сохранялась кровная месть, в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья.

Древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество. Главным в экономической истории аграрного общества является вопрос о землевладении. Княжеские вотчины (наследственные земельные владения) появляются не ранее X в., боярские и церковные вотчины - во второй половине XI в., поместья (земля на условиях службы князю) - в XII в. Их возникновение свидетельствовало о зарождении новых отношений, основанных на частной собственности и появлении зависимых людей, работающих на земле господина. В вотчинах использовался труд рабов и полузависимого населения, то есть сочетался рабский и полуфеодальный компоненты. Но становление вотчинного и поместного землевладения происходило в течение длительного периода (XI-XV вв.), господствующее положение в экономике Руси IX-XIII вв. занимало общинное землевладение.

Довольно неразвитым был княжеский вассалитет, который переплетался с родовыми отношениями и отличался неустойчивостью. В X-XI вв. вассальные и семейные отношения совпадали (сюзерен - отец, вассал - сын-княжич), пожалования имели неземельный характер (жаловалось право сбора дани, а не земля). То есть отсутствовали важнейшие признаки феодализма: соединение служилых отношений с поземельными и наследственная передача тех и других. В XI-XIII вв. жалование даней заменяется жалованием кормлений с земли, но все же вассальные отношения в Древней Руси окончательно не сложились.

При господстве натурального хозяйства экономика носила потребительский характер. Связи между внутренними территориями, особенно в IX-XI вв., носили нерегулярный и ограниченный характер. В этих условиях господствовала внешняя торговля, "гостьба", которая для древнерусской знати была источником богатства. Огромное значение в экономике играли Волжский и Днепровский пути. География внешней торговли Древней Руси довольно обширна: Византия, Хазария, Волжская Булгария, Польша, Скандинавия, Персия, Хорезм, Кавказ, Венгрия, Чехия, Фландрия и т.д. В XII-XIII вв. в результате роста населения, падения значения торговых путей, развития городов и ремесел повышается роль внутренней торговли, носившей в основном характер обмена между городом и деревней.

Города у восточных славян зарождались как укрепленные крепости, центры племенных княжений, торговли, ремесла. Число городов растет довольно быстро: по археологическим данным в X в. насчитывалось 25 городов, в XII в. - около 70, в середине XIII в. - 150. Среди них такие крупные центры, как Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Переяславль, Белоозеро, Перемышль. Это были политические и административные центры: там жили князь и княжеская дружина, действовали структуры самоуправления. Одновременно города росли и развивались как культурные, торговые и ремесленные центры, здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь. Многие из них славились красотой и прекрасной архитектурой. В Новгороде, Чернигове, Полоцке, Смоленске стояло несколько десятков каменных церквей, а Киев Адам Бременский называл "жемчужиной христианского Востока и вторым Константинополем". Городскими жителями были князья, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники и колбяги (иностранцы и иногородние). В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы и денежные фонды. Свободное ремесло существовало в виде ремесленных общин-артелей. Археологи насчитывают 130 различных ремесел в городах Древней Руси.

Таким образом, в древнерусском государстве сохранялись и развивались различные типы производственных отношений: родоплеменные, рабовладельческие, разные виды найма, данничество, поземельная зависимость (близкая к феодальной). Ответить на вопрос, какой тип преобладал, довольно сложно. Социально-экономические и политические отношения Древней Руси необходимо рассматривать в динамике: в молодом государстве, особенно в IX-XI вв., сохранялись многие родоплеменные черты, но постепенно развивались и черты классового общества - рабовладельческие и феодальные элементы.