Историческое значение экономического романтизма

Экономическое учение П. Прудона

Экономическое учение С. Сисмонди

Реформаторские концепции экономического романтизма

ЛЕКЦИЯ № 9

Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX столетия многие европейские страны, предопределил зарож­дение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя аль­тернативными классической школе направлениями экономичес­кой мысли, как-то: экономический романтизм; утопический со­циализм; немецкая историческая школа (социально-историчес­кое направление). Представители каждого из названных направ­лений выступали в качестве противников классической поли­тической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества. Об этом и последует далее речь в рамках данной – 9-й лекции, а затем 10-й и 11-й лекций.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

Термин «экономисты-романтики» берет свое начало со време­ни выхода в свет одной из ранних публикаций В. И. Ленина под названием «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897). В этой работе речь идет о том, что российские «экономисты-народники», подобно С. Сисмонди, развивают «экономические теории романтизма» и ограничиваются «сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа».

«Романтики», по характеристике В. И. Ленина, «возлагают все свои надежды именно на слабое развитие капитализма, взывают к его задержке», а их «оратор» С. Сисмонди «указал на одинако­вое основание свободной торговли и протекционизма... на тот процесс "ломки" старой хозяйственной жизни и старых полупат­риархальных отношений в западноевропейских государствах... на тот общественный факт, что, при известных условиях, свободная торговля ускоряет эту "ломку"».

Таким образом, ленинские термины «экономический роман­тизм» и «экономисты-романтики» означают, прежде всего, крити­ческое восприятие принципов либеральной экономики и, соот­ветственно, экономики свободной конкуренции или, как еще говорят, капитализма. Но эта критика, как подчеркивает В. И. Ле­нин, «сентиментальна» и «романтична» потому, что она, конста­тируя бедственное положение рабочих, взывает не к «революци­онным» преобразованиям по ликвидации «несправедливого» ка­питалистического общества ради социализма, а к реформам с целью возврата к «старым полупатриархальным отношениям», которые исключили бы накопление капитала «мелкими буржуа» (крестьянами, ремесленниками, кустарями) и обеспечили бы «за­держку» капитализма на стадии так называемого мелкотоварного хозяйства – хозяйства мелких собственников.

Вот почему в экономической литературе, ориентированной на марксистско-ленинское учение, традиционно выделяется специ­альный раздел «мелкобуржуазная политическая экономия» либо «мелкобуржуазная экономическая мысль».

Однако, следуя принципу неклассового осмысления истории экономических учении, данная тема учебно-методического пособия озаглавлена так, чтобы выделить не «антиреволюционную» направленность, а ре­форматорскую сущность идей основоположников «экономического романтизма». При этом наряду с С. Сисмонди к числу видных пер­вых пропагандистов идеологии данного свойства отнесен также П. Прудон, поскольку оба они, несомненно, внесли весомый вклад в сокровищницу мировой экономической мысли, обосновав це­лесообразность переосмысления предмета и метода экономичес­кой науки в изложении «классической школы» и доказав необхо­димость социальных реформ.