К № 18. Язык и познание. Когнитивная лингвистика.

К № 17Мышление и (поли)лингвизм….

Ч-ка, использующего в сит-ях общения 1, т.н. первичн. яз. систему, природный, родной язык, называют монолингвом (одноязычным). В случае если ч-к является носителем 2-х с-ем общения и в опр. сит-ях вторичная с-ма используется активно и самост-но, то это билингв (двуязычный ч-к). Умения присущие монолингву и билингву, называются монол-змом и бил-змом. Бил-зм–спос-ть индивида пользоваться попеременно 2-мя яз-ми и реализация этой спос-ти на практике.Полилингвизм - многоязычие, представляет собой сов-сть реч. умений и коммуник. компетенции говорящего, позволяющих использовать в общении несколько яз. систем.Верещагин определяет двуязычие (исходя из психолог. процессов) как психич. механизм (знания, умения, навыки), позволяющий ч-ку воспроизводить и порождать реч. произведения, последовательно принадлежащие двум языковым системам. В узком смысле б-зм - более или менее свободное владение 2-мя яз-ми: родным и неродным. В шир. см. б-зм относит. владение 2-ым яз-ом, спос-ть пользоваться им в опр. сферах общения. С этой т.зр. min уровнем владения 2-ым яз-м можно считать уровень достаточный для выполнения индивидом реч. действий, в пр-се кот. реализуются те или иные ф-ции языка. Если владение яз-м ниже этого уровня, то нет достаточных оснований считать такое владение признаком билингвизма. Плюрилингвизм– способность говорящего «изучить и использовать более 1-го языка, нез-мо от их природы - родной язык, язык, изуч-ый в школе, ин. язык. Пл-зм представляется средством сохранения мультилингвизма в Европе, т.е. разнообразн. яз. наследия Европы. Перечень яз-в, доступных ч-ку в течение жизни чрезвычайно важен: наряду с родн. Яз-м должны преподаваться не только иност., но и контактные языки, т.е. языки нац. меньшинств и соседн. народов. Связи м/у яз. и мышл. у билингвов явл. более сложными, чем у монолингвов, но хар-р этих связей опр-ся типом билингвизма. Совр. определение понятия "диглоссии" дается В.А.Виноградовым. В соответствии с этим опр-м, дигл-ей наз-ся "одновр. существование в обществе 2-х языков или 2-х форм одного языка, применяемых в разн. функц. сферах".

Процесс обучения ч-ка осуществляется посредством языка. Понятия, с п. к-ых ч-к осмысливает и познает окруж. действит-сть, первоначально предстают п/д ним в виде слов и их значений. В последующем эти понятия развиваются, обогащаются, совершенствуются как в процессе практической деят-сти человека, так и в пр-се получения знаний ч/з язык, посредством языка ч-к не только получает обобщенные знания, но и расчленяет явления дейст-ти на составные элементы, к-ые отражаются сознанием как целостные представления. Синтезир. и анализирующий хар-р мышления наиболее наглядно и конкретно представлен в формах языка. Так. расчленение действит-ти нашим сознанием четко фиксируется в языке дискретными единицами — словами. Причем в лексике любого языка действит-ть представлена не только в расчлененном, но и в значительной степени расклассифицированном и обобщенном виде, поскольку, с одной ст., помимо отд. предметов (солнце, Днепр, Минск), слова обозначают также и целые их сов-сти, классы (дерево, человек, дом и т. и.) и, с др. ст., в связанных по смыслу словах и группах слов отражается классификация реалий действит-ти (слова со значением времени, термины родства и т.д.) Классифицирующая и абстрагирующая роль языка отражается также и в его грам. формах, в частности, в грам. делении слов по частям речи факты действит-ти представлены как предметы мысли (существительные), действия (глаголы), признаки (прилагательные} и др. С помощью суффиксов группируются слова, выражающие значение отвлеченного качества (в рус. языке суффикс –ость), состояния (суффикс -ство). Грам. св-ва языка, помимо классифицир. роли, выполняют также организац. ф-цию, благодаря к-ой по опр. правилам, свойсв. каждому языку, можно строить бесчисленное кол-во высказываний, что позволяет языку верно отражать меняющуюся действит-ть и постоянно расширяющиеся наши знания о ней. Одновременно в грам. категориях и связях фиксируется абстрагирующая ф-ция языка, посредством к-ой в нем получают формальное выражение наиболее обобщенные правила, позволяющие целенаправленно организовать работу нашего мышления и выражать ее резултаты в виде высказываний и предложений. !!!Если в целом пр-с познания чел-ства осуществляется «от живого созерцания к абстр. мышлению и от него к практике», то язык делает возможным для кажд. отд. чел-ка в пр-се обучения сначала знакомиться с абстрактными понятиями, а затем переходить к их конкретизации, уточнению, обогащению. Такой путь познания ускоряет умств. развитие ч-ка, быстрее подготавливает его к самост. познават. деят-ти. Важн. роль языка в пр-се познания обеспечивается также чрезвычайной гибкостью языка и способностью его к изменению. Язык развивается вместе с познанием, и основным источником развития языка является разрешение противоречия м/у наличными ср-вами языка и потребностью ч-ка выразить новую мысль, возникшую в пр-се общения и в пр-се познания. Данное противоречие изменяет язык, поднимает его на уровень достигнутых ч-ком знаний. Взаимный пр-с развития языка и познания свидетельствует об их неразрывном единстве. Когнитивная лингвистика (К.Л.)– активно развивающееся направление в лингвистике в 80-е г. 20 в., не отличающееся единообразием. Существуют противореч. подходы к определению предмета когнитивной лингвистики. Краткий словарь когнит. терминов (В. Демьянков, Е.Кубрякова): Когн. л-ка изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации. => новый этап в изучении соотношения языка и мышления.

К.Л. — исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познават. процессах и обобщении чел. опыта, связь отдельных когнитивных способностей ч-ка с языком и формы их взаимодействия. Вообще, когнитивизм – сов-ть наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслит. процессами. Т.о., язык представляется как ср-во доступа к мыслит. процессам. Именно в языке фиксируется опыт чел-ва, его мышление; язык — познават. механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая инфо.

Объектом К.Л. является язык как механизм познания. Предметом К.Л. является чел. когниция — взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования инфо в слове. В значении единиц языка заложены познават. стр-ры, что проявляется при образовании окказиональных слов. Большое воздействие на развитие К.Л. оказывает семантика. Теория совр. К.Л. состоит из нескольких индивид. исследовательский программ, к-ые созданы 6-7 учёными. При этом эти индивид. исследовательские программы не образуют единой теории. В 90-е гг. XX в. появились 4 направления в когнитивизме: 1. Описание и объяснение ментального механизма, объясняющие взаимодействие стимула и реакции. 2. Главная роль в осуществлении мыслит. деят-ти принадлежит субъекту; он инициатор и источник всех действий. 3. Исследование внутр. мыслит. природы ч-ка. 4. Изучение когнит. процессов в отношении с аффектами. Лингвисты-когнитивисты:Чарльз Филлмор, Джордж Лакофф, Рональд Лангакер, Леонард Талми, Александр Кибрик. Термин "К.Л." довольно расплывчат, у него есть разные понимания. Однако если включать в него все, что касается изучения взаимоотношения языка и познания, то он, по-видимому, охватит очень значит. часть семантики и очень значит. часть психолингвистики. Видимо, впрочем, не всю психолингвистику и не всю семантику, поскольку эти дисциплины изучают также бессознат. явления, а К.Л.- лишь то, что лежит в сфере сознания. В любом случае К.Л., безусловно, составляет часть лингвистики. А со сферой психолингвистики она в значит. степени пересекается.