Норма и узус как отражение возможностей яз. системы. Причины, обусловливающие изменение узуса и нормы

Узус (от лат. usus — применение, обычай, правило) — общепринятое носителями данного языка употребление яз. единиц (слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций). Узуальное употребление, с одной стороны, противопоставляется окказиональному (временному, индивидуальному, обусловленному специфическим контекстом) употреблению и, с другой стороны, яз. норме. Под узусом также понимаются и «частные» нормы, отличающиеся от нормы лит. языка; в этом смысле говорят об узусах профессиональных (н-р, узусе научного изложения), узусах соц. групп, узусе обиходного общения и т. п. Узус, будучи тесно связанным с яз. нормой, тем не менее отличен от неё: узус может фиксироваться словарями (толковыми, фразеолог., орфографическими и т. п.) и далее кодифицироваться в языковую норму.Есперсен выделял 3 типа узуса: 1) употребление понятное, удовлетворяющее простейшему минимуму коммуникации; 2) употребление корректное, соответствующее требованиям языковой нормы; 3) употребление хорошее, то есть максимально эффективное, соответствующее более высоким, по сравнению с корректным, стандартам ясности либо красоты речи и, вследствие этого, вызывающее восхищение аудитории. Норма языковая — исторически обусловленная сов-ть общеупотребительных яз. ср-в, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный историч. период. Яз. норма является результатом коллективного представления о языке, но основывается на частном, индивидуальном употреблении языковых средств в процессе речевой деятельности каждого носителя языка в отдельности. В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно). Феномены НОРМЫ и УЗУСА нельзя рассматривать вне языковой СИСТЕМЫ, в рамках к-ых они функционируют. Поскольку все три термина в современной лингвистике многозначны, определим наше понимание данных языковых явлений. Итак, система, в нашем понимании, это любой упорядоченный набор элементов. Система может иметь более или менее широкий охват. Так, и единицы отд. яз. уровней образуют отд. системы (фонологич. система), и части единиц каждого из уровней также могут представлять собой системы (система гласных; система падежей и т.д.). Наибольшую по своим размером систему будем называть КОДОМ. Код – это такая языковая система, которая является «самодостаточной», в том смысле, что может функционировать (служить для коммуникации) без привлечения единиц других систем. Такая система, как известно, должна иметь уровневый хар-р, т.е. быть иерархически организованной. Термин код, на наш взгляд, предпочтительнее термина язык из-за большей неоднозначности последнего и из-за большего количества его различных трактовок в языкознании (и не только в языкознании). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой норма иузус друг от друга отличаются не по каким-либо формальным параметрам, и не по степени абстракции, а по отношению к ним носителей языка. Норма – это осознаваемые как правильные и желательные реализации, тогда как узус – вообще все общепринятые реализации. =>, если узус это яз. категория, то норма не чисто яз. категория, она включает и психол.-соц. момент, связанный с представлениями носителей кода о правильной, престижной речи. Код может при определенных условиях выработать норму, а может и не выработать ее, так как это зависит не сколько от лингвистических, сколько от социальных условий. Т.о., узус – обязат. элемент в круге яз. явлений, а норма – факультативный. При этом только системное яз. образование может породить норму (и это не обязательно должна быть система, соответствующая коду, это может быть и более узкая система, н-р, какая-нибудь лекс. подсистема). Поскольку норма является одной из возможностей, предлагаемых системой, одной из реализаций системы и, =>, сама системна. Узус это реализация общенародного языка, а норма – реализация определенной системы, меньшей, чем общенац. язык.