Предмет и метод бухгалтерского учета

1. Сущность предмета бух учета (вопрос 7)

Предметом бух учета является хозяйственной жизнь организации, элементами которой являются активы (имущество, хозяйственной ценности) организации в виде средств и обязательств, наличие и движение активов под воздействием хозяйственных факторов (операций) происходящих в сферах снабжения, производства и продажи продукции, товаров, а так же получены результаты деятельности экономических субъектов.

По отношению к целенаправленной хозяйственной жизни факты подразделяются на:

ü Действия, непосредственно вытекающие из хозяйственной деятельности.

ü События, вытекающие вследствие каких- либо не предвиденных обстоятельств

ü Состояние, являющееся следствием, как действий, так и событий.

Объекты бухгалтерского учёта. (Вопрос 8)

Под объектами бухгалтерского учета понимаются конкретные единицы хозяйственных средств и источников их формирования в стоимостном выражении, а также их динамика и статистика, обусловленные хозяйственными процессами.

В целом объектами бухгалтерского учета выступают объекты, обеспечивающие (хозяйственные средства и их источники) и составляющие экономическую жизнь хозяйствующего субъекта (хозяйственные процессы по видам или последовательности в кругообороте и хозяйственные операции).

Хозяйственные средства как объекты бухгалтерского учета имеют двойственный характер: с одной стороны, формируется их состав, то есть происходит постоянный относительно равномерный процесс поступления, то есть вложений внутренних финансовых ресурсов в первоначальное создание и последующий прирост экономических ресурсов предприятия. А учетная стоимость поступивших в собственность ресурсов полностью (в абсолютно равных суммах) возмещается источниками средств - с другой стороны.

Находящиеся в собственности предприятия хозяйственные средства в бухгалтерском учете отражаются одновременно по каждому отдельно взятому факту в двух проявлениях: в виде состава средств по размещению и их назначению и в форме источников их формирования. Принцип двойственности хозяйственных средств будет, провялятся, и отражаться по всему учетному циклу, он не теряется и в бухгалтерской отчетности.

Состав объектов бухгалтерского учета в отдельных отраслях экономики предопределяется спецификой деятельности ее экономических объектов. Например, они не могут быть одинаковыми в машиностроении и в розничной торговле.

В состав объектов бухгалтерского учета на коммерческих (производственных и торговых) предприятиях включаются:

хозяйственные средства как материальная основа деятельности (производственные запасы, основные, оборотные средства, другие экономические ресурсы);

хозяйственные процессы как содержание основной деятельности: производственно-техническое снабжение; приобретение товаров для продажи (торговля); подготовка и осуществление производственного цикла; сбыт (продажа) продуктов труда, товаров, а также деятельности, связанной с капитальными вложениями (воспроизводство основных средств, приобретением нематериальных активов, ценных бумаг);

расчеты с хозяйственными контрагентами, персоналом предприятия, финансовыми, банковскими, внебюджетными и общественными

организациями, другими дебиторами и кредиторами, возникающие в экономической жизни хозяйствующего субъекта;

источники хозяйственных средств;

финансовые результаты деятельности (валовая прибыль, валовые убытки).

Объекты бухгалтерского учета бюджетных организаций представляют:

хозяйственные средства (основные средства, нематериальные активы, оборотные денежные средства и средства в расчетах);

источники хозяйственных средств (бюджетные ассигнования);

хозяйственные процессы как исполнение смет доходов и расходов;

финансовые результаты деятельности: недоиспользование ассигнований, экономия (превышение) по отдельным статьям расходов, недобор доходов, дефицит бюджета.

По составу и размещению хозяйственные средства классифицируются на средства в обороте (оборотный капитал) и внеоборотные средства (основной капитал).

Внеоборотные средства - совокупность материальных ценностей в установленной стоимости за единицу, эксплуатируемых в качестве средств труда при производстве продуктов труда либо для оперативного управления, хозяйственного обслуживания, нужд социальной сферы в течение срока их полезного использования, превышающего 12 месяцев.

Внеоборотные средства подразделяются на:

1. Основные средства - это предметы, срок службы которых составляет более 12 месяцев. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что позволяет включать их стоимость в затраты на производство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие средства труда.

2. Нематериальные активы: исключительные авторские права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, программы на ЭВМ, базы данных; товарный знак, деловая репутация организации; имущественные права, права пользования природными ресурсами.

3. Объекты долгосрочных финансовых вложений: инвестиции (вклады) в ценные бумаги других предприятий и банков, в том числе и находящихся за рубежом; в процентные облигации федеральных и региональных займов; в уставные капиталы других предприятий. Объекты капитальных вложений представляют собой совокупность экономических ресурсов (инвестиций) используемых для воспроизводства имущества с длительным (более 1 года от даты его поставки на учет) сроком полезного использования. Доходные долгосрочные вложения в материальные ценности - вложения в капитальную (финансовую) аренду, представляющую собой долгосрочную аренду, в которой арендатель приобретает новые (неупотребляемые) объекты основных средств исключительно для сдачи их в аренду (лизинг).

Оборотные средства - участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:

1. Материально-вещественные ценности, используемые в том или ином виде деятельности в качестве предметов труда: сырье и материалы, комплектующая продукция, запасные части, топливо.

2. Продукты труда: готовая к реализации продукция, товары (на складах), полуфабрикаты собственного производства, а также продукция незавершенного производства.

3. Денежные средства - денежная наличность в российской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы.

4. Краткосрочные финансовые вложения - вложения предприятия в краткосрочные ликвидные ценные бумаги, приобретаемые для получения доходов в срок, не превышающий 1 год, а также в представление краткосрочных (до года) займов другим хозяйствующим субъектам.

5. Дебиторская задолженность образуется в виде долгов предприятию за отпущенные покупателям и заказчикам продукцию, товары (выполненные работы, оказанные услуги). В целом дебиторская задолженность представляет собой средства в расчетах.

По источникам формирования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал:

Уставной капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей (участников) организации.

Собственные акции (доли) - акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования.

Резервный капитал создается за счет отчислений нераспределенной прибыли для покрытия убытков организации за отчетный год; погашения облигаций акционерного общества.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости активов, выделяемых по результатам их переоценки.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Целевое финансирование - средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц, из бюджета и др.

Прибыли и убытки - конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году, который слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

Заемный капитал:

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам - суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам - суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

Кредиторская задолженность - это задолженность данной организации другим организациям или отдельным лицам.

К обязательствам относят:

- задолженность бюджету по налогам и сборам;

- задолженность коллективу по оплате труда;

- задолженность социальному страхованию и обеспечению.

 

2. Метод бухгалтерского учета и его элементы (вопрос 9)

Система способов и приемов, с помощью которых непрерывно изучается и обобщается деятельность организации, называется методом бух учета. Технология формирования и обобщения бухгалтерской информации включает последовательность четко регламентированных этапов и элементов следования бух учета.

Этапу учетного процесса включают в себя:

· Первичное наблюдение

· Стоимостное измерение

· Группировку и систематизацию информации

· Итоговое обобщение информации

Этапам учетного процесса соответствуют определённые приемы бух учета:

1. Этапу первичного наблюдения соответствует приемы - документирование, инвентаризация

2. Стоимостное наблюдение объектов - оценка, калькулированные

3. Группировка и систематизация - счета, двойная запись

4. Комплекс обобщение об объектах - баланс, отчетность

Документирование- совокупность процедур первичного отражения или регистрации хозяйственных фактов в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они имеют обязательные реквизиты.

Инвентаризация- относится к наиболее эффективным способам контроля за соответствием данных бух контроля действительных положению дел. Инвентаризация-способ проверки наличия имущественного и фактического состояния расчета организации, она обеспечивает контроль за достоверность данных бух учета и отчетности организации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а так же перечень объектов подлежащих инвентаризации определяется экономическим субъектом за исключением случаев обязательного проведения.

Оценка- способ выражения в денежном измерении имущества организации и источника его формирования. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, этим достигается реальность оценки.

Калькулирование- исчисление себестоимости единицы продукции в денежном выражении. Продукт калькулирования себестоимости выпущенной продукции, выполнен работ, оказанных услуг по отдельным составляющим (статьям затрат) называется калькуляцией. Калькуляция представляет собой процесс исчисление затрат в денежном выражении приходящихся на единицы продукции, конкретный вид работ или услуг. Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции.

Элементы затрат:

· Материальные затраты (за вычетом стоимость возвратных отходов)

· Затраты на оплату труда

· Отчисления на социальные нужды

· Амортизация

· Прочие затраты

Для установления себестоимости единицы произведённой продукции осуществляется группировка затрат по статьям калькуляции.

Типовая номенклатура статей калькуляции:

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих (основная, дополнительная)

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные потери

12. Расходы по продаже.

Счета бух учета- способ экономической группировки и текущего учета, однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств организации их источников, а так же хозяйственных процессов и финансовых результатов. Предназначены для отражения на них рез воздействия фактов хозяйственной жизни на объект бухгалтерского наблюдения. Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.

Двойная запись-способ регистрации хозяйственная операция на счетах учета, когда каждая хозяйственная операция записывается по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. Обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источников их образования. Каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает два объекта учета. Позволяет выявить ошибки в счетных записях.

Бухгалтерский баланс -способ экономической группировки и обобщения информации в денежной оценке о хозяйственных средствах по составу и источникам их образования на определенную дату, как правило, первое число месяца. Дает представление об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату.

Бухгалтерская отчетность - единая система показателей имущественного и финансового положения организации о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бух учета по установленным формам за отчетный период (месяц, квартал, год)

Бухгалтерский баланс и отчетность выступают как способ итогового обобщения текущей учетной информации. Рекомендуемые формы бух отчетности и инструкции о порядке заполнения форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.

Основные стадии учетного процесса:

1. Документирование учитываемых операций для первоначального организованного наблюдения, измерения и контроля хозяйственных операций называется первичным учетом.

2. Группировка в системе счетов бух учета и взаимосвязанное отражение на счетах хозяйственных процессов с использованием инвентаризации в цели периодической проверки учетных данных.

3. Исчисление отдельных видов затрат и расходов, денежная оценка средств и калькуляция себестоимости, определение финансовых результатов хозяйственной жизни.

Вторая и третья стадия составляют текущий учет.

4. Периодическая сводка показателей текущего учета для получения балансов и отчетов и анализ хозяйственной жизни по данным учета называется итоговым учетов.