Вопрос 2 Виды планов, разрабатываемых на предприятии
ВОПРОС 1 планирование как функция управления
ТЕМА ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В ПЛАНИРОВАНИИ
Под управлением в общем случае понимается набор действий, направленных на достижение определенного результата, ведущего к появлению результатов работы или улучшению текущего состояния объекта (промышленного предприятия).
Процесс управления может быть представлен в виде функций или стадий.
1. Планирование,
2. Организация,
3. Мотивация,
4. Контроль,
5. Корректировка.
1) Планирование как функция управления состоит в том, что с её помощью определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы достижения этих целей.
На этапе планированиянеобходимо определить:
− Состояние внешней среды
− Сильные и слабые стороны организации
− Каких реальных резервов организация может добиться.
На этапе планирования необходимо рассмотреть все возможные варианты достижения поставленных целей и выбрать оптимальный или проранжировать варианты.
2) Организациякак функция управления состоит в том, что с ее помощью формируется структура предприятия и создаются условия для обеспечения его необходимыми ресурсами. Обычно в ходе реализации данной функции выполняются следующие функции:
a) Оформление необходимых юридических документов,
b) Заключение договоров с поставщиками, подрядчиками,
c) Создание условий для финансирования, в том числе изучение организационно-правовой формы предприятия,
d) Техническое обеспечение проекта.
3) Мотивация -это процесс побуждения других людей к деятельности по достижению целей организации.
4) Контроль -это функция управления, которая предполагает оценку и анализ эффективности работы организации.
Дляуспешной реализации этой функции на этапе планирования должны быть обозначены ключевые показатели, по которым будет проводиться анализ в течение всего периода реализации проекта или по определенным календарным периодам.
5) Корректировка - эта функция в управлении необходима для компенсации негативных отклонений от планов либо для корректировки планируемых показателей в случае благоприятных изменений для внутренней и внешней сторон реализации проекта или деятельности организации.
В зависимости от горизонта планирования (интервала времени от начала реализации работ по плану до его полного завершения) выделяют:
Ø Стратегические планы,
Ø Среднесрочные планы,
Ø Текущие (оперативные) планы.
Для стратегического плана горизонт планирования составляет 10-15 лет. Он обычно разрабатывается на уровне высшего звена управления и практически не содержит числовых показателей. Обычно в статистическом плане отражаются следующие аспекты:
(a) Анализ перспектив развития организации (продуктовые линейки, направления деятельности и т.д.)
(b) Анализ позиций в конкурентной борьбе
(c) Выбор стратегии по конкретным видам деятельности
(d) Анализ направлений диверсификации
Среднесрочные планы имеют горизонт планирования от 3 до 7 лет и обычно составляется на основе стратегических планов.
Горизонт планирования обусловливается:
Ø Структурой ЖЦТ ( технологической платформой)
Ø Периодом наиболее эффективной эксплуатации ОС
Ø Периодом возврата заемных средств.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижения целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочные планы обычно содержат большое количество численных показателей, разрабатываемых на уровне среднего звена управления и утверждаемых на уровне высшего звена.
Текущие (оперативные) планыимеют горизонт планирования год и меньше, обычно практически не содержит текстовой информации и определения метода по достижению промежуточных целей и задач.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов как для организации в целом, так и для отдельных функционирующих подразделений.
12.09.2012
В зависимости от направленности проекта и/или целей развития организации различают следующие виды бизнес-планов:
· Бизнес-план развития организации (обычно на 1 год)
· Бизнес-план производства новой продукции
· Бизнес-план технического перевооружения предприятия (с заменой товарного портфеля и без замены товарного портфеля)
· Бизнес-план производства новой продукции на новом предприятии
В зависимости от того, для кого предназначен бизнес-план, выделяют:
1) для текущей работы организации («для себя»),
2) для получения кредита,
3) для привлечения средств сторонних инвесторов
4) для объединения с другой организацией (совместное предприятие, стратегический альянс, т.д.)
5) для заключения крупного контракта (с поставщиком или покупателем)
6) для привлечения новых сотрудников
7) для реорганизации бизнеса и оптимизации бизнес-процессов
ТЕМА 2 Порядок разработки бизнес-планов на предприятии
Вопрос 1 Информация, необходимая для разработки бизнес-планов и источники ее получения
Аналогично информации, необходимой для обоснования инвестиционных бизнес-проектов.
Вопрос 2 Нормативная база разработки бизнес-планов в РБ
Основными документами, которыми должны руководствоваться предприятия при разработке бизнес-планов, являются:
1. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (утверждены постановлением Мин Экономики РБ от 31.08.2011 №158)
2. Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, (утверждены постановлением МинЭк РБ от 30.10.2006 №186)
3. Рекомендации по разработке бизнес-плана развития коммерческих организаций на год (утверждены постановлением МинЭк РБ от 30.10.2006 №186)
Помимо указанных документов также существуют Правила по государственной экспертизе бизнес-планов, но они в большей степени относятся к министерствам и ведомствам.
В целом, стадии разработки бизнес-плана соответствуют стадиям обоснования экономической эффективности инвестиционного проекта (типа в прошлом семестре прошли).
Для разработки бизнес-плана на предприятии создается комиссия, в состав которой должны включаться специалисты различных подразделений. Состав комиссии утверждается приказом руководителя, в котором также указываются сроки разработки бизнес-плана и обозначаются полномочия каждого из членов комиссии. По завершении процесса разработки БП, он передается на рассмотрение руководителю и в случае его утверждения становится одним из руководящих документов компании.
Вопрос 3 Содержание БП инвестиционного проекта и общие правила представления данных
БП должен состоять из следующих структурных элементов:
1)Титульный лист (наименование организации, название проекта, контактная информация, штамп об утверждении, меморандум о конфиденциальности),
2)Описательная часть (40-80 страниц)
3)Приложения
19.09.2012 !!!
26.09.2012
Правила проведения SWOT – анализа:
1. Необходимо четко определить сферу проведения SWOT-анализа, т.е. анализ должен проводиться применительно к проекту.
Слишком общий анализ не позволит использовать его при разработке плана.
2.Необходимо четко понимать различия между элементами матрицы.
Сильные и слабые стороны – это характеристика внутренней среды предприятия, соответственно, предприятие может оказать на них непосредственное влияние. Только предприятие может воспользоваться сильными сторонами. Слабые стороны предприятие должно преодолевать самостоятельно.
Возможности и угрозы – характеристика внешней среды. И с ними сталкиваются все предприятия, работающие в данной сфере или на данном рынке.
3.Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми только в том случае, если их таким образом воспринимают покупатели или заказчики.
4.Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию.
5.Избегайте пространных и двусмысленных заявлений.
При окончательном заполнении матрицы желательно ранжирование элементов. Т.е. на первом месте наиболее важные, сильные стороны, а далее идут элементы по степени важности.
Вопрос 3 Порядок разработки и содержание раздела «Описание продукции»
Основное назначение раздела - продемонстрировать, что продукция или услуги, предлагаемые в рамках проекта, будут востребованы рынком в течение всего периода реализации проекта и будут приносить производителю выгоду от их реализации.
Необходимая информация:
· Наименование товара или услуги
· Перечень основных конкурентов, производящих аналогичные товары или услуги
· Требования потребителей
· Наличие стандартов или иных нормативных документов, предъявляющих особые требования к продукции или производителю
· Основные характеристики своей продукции и продукции конкурентов
Структуру раздела можно представить в виде следующих блоков:
1) Наименование продукции
2) Область применения
3) Основные потребители и их краткая характеристика
4) Требования потребителей
5) Наличие модификаций товаров
6) Основные товары-конкуренты с указанием производителя
7) Сравнительные стоимостные и технические характеристики продукции
8) Анализ КСП
По возможности, информацию рекомендуется представлять в виде таблиц, диаграмм и графиков.
В целом, разработку раздела можно представить в виде следующих этапов:
1.Сбор информации
2.Предварительный анализ и разработка концепции продукта либо мероприятий по совершенствованию продукции.
3.Анализ КСП в случае реализации предложенных мероприятий.
Вопрос 4 Оценка конкурентной среды. Модель 5 сил конкуренции М. Портера
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов за наиболее выгодные условия работы на рынке. Причем конкуренция проявляется как на рынке товаров, так и на рынке ресурсов.
На рынке товаров конкурентов можно классифицировать по видам конкуренции и уровням конкуренции.
Виды конкуренции:
1) Ценовая
2) Неценовая
Уровни конкуренции:
1)«Желания» конкурента
2)Функциональные конкуренты
3)Прямые конкуренты – товары или услуги разных производителей, удовлетворяющие потребности потребителя одинаковым образом
4)Внутрифирменные конкуренты - это различные товары одного и того же производителя, зачастую выполняющие одни и те же функции.
28.09.2012
Воздействие, оказываемое на предприятие на рынке определенного товара, можно описать при помощи модели Пяти сил конкуренции Портера.
1. Рыночная власть покупателей
2. Угроза вступления в отрасль новых конкурентов
3. Рыночная власть поставщиков
4. Угроза со стороны товаров-заменителей
5. Конкуренция между предприятиями в отрасли
Для оценки конкурентной среды объекта необходимо оценить величину воздействия каждой из 5 сил. Обычно данная оценка проводится в денежном исчислении и отражает стоимость реализации мероприятий, направленных на преодоление сил конкуренции.
В большинстве случаев достаточно качественной оценки воздействия сил. На основании проведенной оценки разрабатывается комплекс мероприятий по противодействию силам конкуренции, который обычно представляется в разделе «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».
Вопрос 5 Методика оценки КСП продукции (услуг)
Для количественной оценки рекомендуется собранные показатели КСп представить в виде следующей таблицы.
Наименование показателя | Единицы измерения | Коэффициент весомости | Значение | |||||
Оцениваемая продукция | Лучший зарубежный аналог | Лучший отечественный аналог | ||||||
1 Технические показатели | ||||||||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
Т.д. | ||||||||
II Экономические показатели | ||||||||
1. Цена | ||||||||
2. Статьи затрат | ||||||||
2.1 т.д. | ||||||||
qi=Pi/Pio, P↓→K↑
qi=Pio/Pi , P↑→K↑
Индекс по техническим параметрам:
Суммарная альфа=1
Индекс по экономическим параметрам:
Индекс по нормативным параметрам:
I нп = , qнj=1;0
К=
21.11.2012
Схемы получения и схемы возврата заемных средств
Схема Единовременного получения и единовременного возврата
+ простота организации процесса возврата
- наибольшие суммы выплат по сравнению с другими схемами
Подходит для краткосрочных проектов. Например, пополнение собственных оборотных средств.
Схема Единовременного получения и возврата в виде серии выплат
А) равномерное погашение основной суммы долга
+ суммы выплат меньше, чем по другим типовым схемам
- на начальный период пользования кредитом приходится пик выплат (наибольшие выплаты)
Распространенная схема в РБ.
Б) равновеликие выплаты (аннуитет)
+ простая схема с точки зрения финансовых потоков
+ меньшие суммы выплат на начальном этапе по сравнению со схемой равномерного погашения основной суммы долга
- общая сумма выплат за весь период пользования кредитом больше, чем по предыдущей схеме
Применяется в потребительском кредитовании в местах продаж. Также применяется при предоставлении услуг лизинга.
В) разновеликие выплаты по периодам
+ Учитываются возможности предприятия на каждом шаге выплат
- применима далеко не для всех проектов
- сложность в прогнозировании
Применяется для крупных проектов (особенно государственных).
Схема Получения в виде серии траншей и единовременного возврата
А) равномерные транши
Б) неравномерные транши
Данная схема может применяться для финансирования научно-исследовательских работ, которые оплачиваются по завершению. (строительство кораблей, атомных станций и т.п.)
23.11.2012
В соответствии с выбранной системой возврата кредита и финансовых возможностей заполняются таблицы 4.12-4.14 Правил разработки БП
ТЕМА «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вопрос 1 Содержание и порядок разработки раздела «Прогнозирование ФХД»
Продемонстрировать, как будет организована финансовая деятельность организации в течение всего периода реализации проекта и какие финансовые показатели будут достигнуты при выполнении всех показателей производственного плана и поана реализации продукта.
Данный раздел включает в себя следующие подразделы:
1. Прогноз прибыли и расчет налогов, сборов и платежей в бюджет. Результаты расчета представляются в таблицы 4.15 и 4.16.
2. Прогноз движения денежных средств, таблица 4.17. Производится расчет потока денежных средств на основании косвенного методов.
3. Проектно-балансовая ведомость, таблица 4.18.
Расчет прибыли и других показателей финансовой деятельности производится в соответствии с действующими нормативными документами с учетом требований нормативных документов, которые планируются к введению в будущем.
Вопрос 2 Составление графика движения денежных средств по различным видам деятельности предприятия
Как при использовании прямого, так и косвенного метода, все денежные потоки группируются по видам деятельности, которые эти потоки генерируют.
Следует отметить, что данные виды деятельности, которые предусмотрены в Балансовом отчете.
Виды деятельности с точки зрения инвестиционных проектов:
1. Инвестиционная, связана с вложением денежных средств или иного имущества в объекты, которые используются организацией в качестве актива. Обычно носит однократный характер. притоки по инвестиционной деятельности – обычно средства, полученные за счет реализации активов. Также обычно имеют место единовременно на последних шагах расчета.
2. Операционная (текущая),связана с производством и реализацией продукции, работ, услуг, которые являются основным видом деятельности, согласно Уставу. как притоки, так и оттоки, наблюдаются на всем протяжении реализации инвестиционного проекта, за исключением инвестиционной стадии. Притоки – это поступления средств за реализованную продукцию или оказанные услуги. Оттоки – расходы, связанные с оплатой производственных ресурсов. Амортизационные отчисления к оттокам не относятся.
3. Финансовая, связана с привлечением финансовых ресурсов из внешней среды. Притоки – поступления финансовых ресурсов (обычно наблюдаются на начальном этапе реализации проекта), отток наблюдается на протяжении всего проекта и связан он с возвратом заемных средств, с изъятием денег собственниками и т.д.
Необходимым условием реализации проекта является то, что общее сальдо по всем видам деятельности должно быть положительным или равным 0 на каждом шаге расчета. Допускается отрицательное значение, если оно в стоимостном исчислении не превышает имеющийся остаток денежных средств.