Порядок принятия.

Должно иметь место взаимное согласие России и иностранного государства. Принятому государству предоставляется статус республики или иной статус по договору. Если присоединяется часть государства, то ей тоже дается определенный статус. Но нужно согласие всего государства на присоединение части государства (с согласия централизованной власти).

Образование нового субъекта в составе РФ может быть осуществлено в рамках двух и более граничащих между собой государств. Оба субъекта, желающие присоединиться, должны оповестить об этом президента. Если согласны, то проводят референдум. Если хоть по одному вопросу есть разногласия, то вопрос откладывается на год или отпадает. Если референдум согласен, то разрабатывается проект закона об образовании нового субъекта (изменения вносятся в ст 65 конституции РФ). Закон действует по отношению к автономным округам, объединяющихся с соседними субъектами. В настоящее время ставится вопрос об объединении Москвы и Московской области, Архангельской области с Ненецким автономным округом, Петербург с Ленинградской областью.

Конституция предусматривает, что округа полноценные субъекты РФ. Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Приволжский, Дальневосточный, Сибирский, Уральский округа – это неконституционные образования.

13 мая 2000г положение «о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Полномочный представитель назначается президентом и входит в состав аппарата президента. Он обеспечивает координацию деятельности исполнительной власти в субъектах, координирует взаимодействие федеральных исполнительных органов с местными органами, контролирует исполнение федеральных актов в органе, координирует действия правоохранительных органов, вносит президенту предложения о приостановлении действия актов субъектов, если они противоречат законодательству РФ или правам и свободам человека и гражданина. Он имеет своих представителей в субъектах. Что вызвало создание этого института полномочного представителя? Президент пытался сохранить единство России, усилить центр, следить за неуклонением от Конституции РФ. В интересах укрепления центральной власти в 2000г 10 авг вышел указ «о дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ»: создается федеральный регистр (ведется министерством юстиции РФ). Руководители высшей исполнительной власти должны направлять в министерство юстиции РФ для проведения экспертизы в 7 дневный срок.

ФЗ от 4 янв 1999г «о координации международных и внешних экономических связей субъектов РФ». Закон вышел на фоне того, что каждый субъект федерации стал выходить на международную арену на высшем уровне. Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов понимаются связи в экономических, культурных и других областях, но не на высшем дипломатическом уровне (т.е. если субъект РФ заключает договор с иностранным государством, то это не договор, а только соглашение). В субъектах РФ можно создать экономические, культурные и другие представительства, но не дипломатические. Соглашение с иностранным государством направляется в МИД до вступления в силу в течение 1 месяца.