ВВЕДЕНИЕ

Сотрудничество мирового сообщества в борьбе с преступностью ста­ло актуальной и важнейшей проблемой современности, одной из спе­цифических форм которого является выработка международно-право­вых стандартов в области исполнения наказания.

 

Первый учебный вопрос: Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

Сотрудничество мирового сообщества в борьбе с преступностью стало актуальной и важнейшей проблемой современности, одной из специфических форм которого является выработка международно-правовых стандартов в области исполнения наказания.

Международно-правовые стандарты обращения с заключенными – это принятые на международном уровне документы, направленные на совершенствование национального законодательства и практики в сфере исполнения наказаний.

В этих стандартах концентрируются мировой опыт уголовно-исполнительной практики, ее гуманистические тенденции. Они имеют особый статус среди норм международной юстиции в области предупреждения преступлений и борьбы с преступностью, так как в большинстве своем приняты и одобрены Генеральной Ассамблеей ООН, составляют часть международных принципов по правам человека.

Международно-правовые стандарты находят отражение в определенных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, договорах, декларациях, правилах и т. п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты не равнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе либерализации и гуманизации, а также приоритета общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и эффективности исполнения наказания. Все это стало возможным благодаря новому мышлению, взаимному доверию, сближению законодательств различных государств.

В России международно-правовые стандарты вошли в систему законодательства и практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, недавно. В советский период они или совсем не освещались в юридической литературе, или освещались поверхностно. В настоящее время в связи с провозглашением Конституцией Российской Федерации приоритета общепризнанных принципов и норм международного права по отношению к национальному законодательству (ч. 4 ст. 15) эти принципы и нормы находят прямое воплощение во вновь принятых российских законах. УИК РФ в ст. 3 определяет, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. В случае противоречия между уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и ратифицированными ею международными договорами применяются последние.

Фактором, вызвавшим обновление российского уголовно-исполнительного законодательства, стало изменение уголовно-исполнительной политики, получившей направление на тесную интеграцию нашей страны в мировое сообщество как в рамках ООН, так и Совета Европы. Россия взяла на себя обязательство последовательно реализовывать в законодательстве и практике исполнения наказаний положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, объективной основой включения международных норм как составной части в правовую систему России явились следующие факторы:

– однотипность преступности в России и других странах независимо от разности экономических, политических и социальных условий;

– преимущественное совпадение средств и методов борьбы с преступностью, в том числе и мер уголовного наказания;

– общность человеческой сущности и «естественных» прав лиц, осужденных к уголовным наказаниям.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов стали фундаментальной базой для разработки в России нового уголовно-исполнительного законодательства, обновления правительственных и ведомственных нормативных актов в области исполнения наказаний. Признание и имплементация их в отечественном праве являются прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, законности и гуманности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В этой связи доведение таких принципов и норм до сведения персонала данных учреждений и органов способствует расширению его профессионального кругозора, повышению уровня правовой культуры, более глубокому пониманию значимости своего труда. В настоящее время изучение международных норм права является актуальной необходимостью каждой юридической дисциплины, в том числе уголовно-исполнительного права.

Классификацией международных стандартов обращения с заключенными занимались многие ученые-юристы, в частности П.Г. Пономарев1, А.Ф. Сизый2, В.А. Уткин3 и др. Нам представляется наиболее удачной классификация стандартов, произведенная профессором В.А. Уткиным, который распределяет их по следующим критериям:

· степень общности;

· степень обязательности;

· источник происхождения;

· широта (территориальные масштабы) действия;

· отношение к отдельным категориям правонарушителей или применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала учреждений и органов, исполняющих наказания4.

По степени общности международные стандарты делятся на

· универсальные

· и специальные.

Первые содержатся в документах общего характера, относятся к правам человека вообще и не предназначены специально для регламентации обращения с заключенными (лишь отдельные из них имеют отношение к обращению с осужденными), вторые касаются непосредственно обращения с осужденными в процессе исполнения наказания.

Стандарты общего характера представлены в универсальных международных документах о правах человека, принятых ООН и другими международными организациями. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде (1930), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др.

Стандарты специального характера содержатся в следующих документах: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982), Европейские пенитенциарные правила (1987), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984) и др.

По степени обязательности различаются стандарты, соблюдение которых

· обязательно для национальных систем исполнения наказания,

· и стандарты, которые носят рекомендательный характер.

К первым относятся стандарты-принципы и общие положения, зафиксированные, например,

· во Всеобщей декларации прав человека,

· в Международном пакте о гражданских и политических правах,

· Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.

Эти стандарты носят договорно-правовой или конвенционный характер, они обязательны для стран, ратифицировавших соответствующие международно-правовые акты, и отражаются в национальном законодательстве с соответствующей технологией их реализации.

Стандарты второй группы (рекомендательные) закреплены в таких документах, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Положение о европейских тюрьмах, Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, и др. Данные нормативные акты не носят обязательного характера для стран, их подписавших. Они внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий. К примеру, ч. 4 ст. 3 УИК РФ предписывает, что «рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей». Стандарты-рекомендации не так категоричны по сравнению с обязательными стандартами в связи с тем, что призваны способствовать развитию национальных законодательств об исполнении наказаний для эффективного достижения целей.

По источникам происхождения стандарты различаются в зависимости от принятия

· их международными правительственными

· или неправительственными организациями.

Например, к первым относятся ООН и ее рабочие органы, Совет Европы;

ко вторым – Международная амнистия, Международное общество социальной защиты, Лига Говарда по реформе пенитенциарной системы, Международная ассоциация помощи заключенным, Международная ассоциация уголовного права, Международный уголовный и пенитенциарный фонд, Тюремное братство, Армия спасения и др. Стандарты, разработанные международными неправительственными организациями, имеют в основном рекомендательный характер.