Использование мотивации сотрудников и проблема манипулирования
Тема 13 Решение этических проблем
Менеджеры вынуждены принимать решения, которые затрагивают
интересы других людей. Менеджер может определить ценность собственных
правил методом проб и ошибок. Однако деловые решения требуют, чтобы он
делал это в отношении других людей, взвешивая противоречивые интересы,
которые при этом затрагиваются. Например, нам часто приходится
уравновешивать интересы вышестоящих менеджеров и сотрудников.
Среди вышестоящих менеджеров могут быть различные взгляды, а
интересы бывших, настоящих и будущих сотрудников не являются
идентичными.
Каждый сотрудник компании отвечает за репутацию компании, а
совокупные действия сотрудников определяют стандарты компании.
Этические стандарты компании определяются в соответствии
действиями, деятельностью компании [6] , а не с ханжескими заявлениями о
намерениях, провозглашаемых от ее имени.
Характер, репутация компании имеет важное значение для тех, кто в ней
работает, для тех, кто имеет с ней дело, и для тех, кто собирается к ней
присоединиться.
Однако наибольшее значение имеет позиция менеджера и его поведение
при принятии решений, которые регулируются сочетанием этических и коммерческих стандартов.
Открытость и этика идут рука об руку и любые действия считаются неэтичными, если их нельзя публично обсудить. Открытость принятия решений отражает ту же логику. Она предоставляет тем, кто заинтересован в определенном решении, возможность обнародовать свои взгляды и открывает для дискуссий причины,
по которым были приняты определенные решения. Это в свою очередь
позволяет лицам, принимающим решения, учиться на основе опыта и улучшать
свою способность выносить суждения.
Многие известные бизнесмены полагают, что открытость является
наилучшим способом развеять посторонние подозрения относительно
мотивов и действий компаний. Открытость не панацея для улучшения
взаимоотношений между бизнесом и обществом, но стремление действовать в
открытой системе лежит в основе подобных взаимоотношений. Бизнес должен
быть открытым для мнений общества и открыто говорить о себе. Это
необходимо для создания доверия.
Три критерия могут помочь правильно оценить средства мотивации.
1. Люди, призывающие других к действиям, должны апеллировать к
благородным побуждениям.
2. Руководители не должны скрывать используемых ими способов
управления мотивацией, ибо скрытые формы тождественны манипулированию.
Если люди, на которых оказывается влияние, остаются в неведении о нем,
значит, эти способы неправомерны и нечестны.
3. Правильные методы поощряют людей к активному выбору, помогая в
каждом конкретном случае выявить альтернативы, варианты, возможности.
Они также способствуют принятию смелых решений. Манипуляция настолько
тесно связана с результатом, что у тех, кто находится под ее воздействием, нет
иного выбора, как смириться с нею.
Приведем несколько вопросов, которые руководители могут использовать
для оценки качества осуществляемого ими руководства:
развивают ли руководимые мной люди свои способности?
растет ли их способность принимать решения и брать на себя
ответственность?
учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?
участвуют ли они в принятии решений?
чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?
помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более
производительно?
Если вы ответите на эти вопросы положительно, вы хороший
руководитель, который не склонен манипулировать сотрудниками организации.