Использование мотивации сотрудников и проблема манипулирования

Тема 13 Решение этических проблем

Менеджеры вынуждены принимать решения, которые затрагивают

интересы других людей. Менеджер может определить ценность собственных

правил методом проб и ошибок. Однако деловые решения требуют, чтобы он

делал это в отношении других людей, взвешивая противоречивые интересы,

которые при этом затрагиваются. Например, нам часто приходится

уравновешивать интересы вышестоящих менеджеров и сотрудников.

􀂃 Среди вышестоящих менеджеров могут быть различные взгляды, а

интересы бывших, настоящих и будущих сотрудников не являются

идентичными.

􀂃 Каждый сотрудник компании отвечает за репутацию компании, а

совокупные действия сотрудников определяют стандарты компании.

􀂃 Этические стандарты компании определяются в соответствии

действиями, деятельностью компании [6] , а не с ханжескими заявлениями о

намерениях, провозглашаемых от ее имени.

􀂃 Характер, репутация компании имеет важное значение для тех, кто в ней

работает, для тех, кто имеет с ней дело, и для тех, кто собирается к ней

присоединиться.

􀂃 Однако наибольшее значение имеет позиция менеджера и его поведение

при принятии решений, которые регулируются сочетанием этических и коммерческих стандартов.

Открытость и этика идут рука об руку и любые действия считаются неэтичными, если их нельзя публично обсудить. Открытость принятия решений отражает ту же логику. Она предоставляет тем, кто заинтересован в определенном решении, возможность обнародовать свои взгляды и открывает для дискуссий причины,

по которым были приняты определенные решения. Это в свою очередь

позволяет лицам, принимающим решения, учиться на основе опыта и улучшать

свою способность выносить суждения.

Многие известные бизнесмены полагают, что открытость является

наилучшим способом развеять посторонние подозрения относительно

мотивов и действий компаний. Открытость не панацея для улучшения

взаимоотношений между бизнесом и обществом, но стремление действовать в

открытой системе лежит в основе подобных взаимоотношений. Бизнес должен

быть открытым для мнений общества и открыто говорить о себе. Это

необходимо для создания доверия.

 

Три критерия могут помочь правильно оценить средства мотивации.

1. Люди, призывающие других к действиям, должны апеллировать к

благородным побуждениям.

2. Руководители не должны скрывать используемых ими способов

управления мотивацией, ибо скрытые формы тождественны манипулированию.

Если люди, на которых оказывается влияние, остаются в неведении о нем,

значит, эти способы неправомерны и нечестны.

3. Правильные методы поощряют людей к активному выбору, помогая в

каждом конкретном случае выявить альтернативы, варианты, возможности.

Они также способствуют принятию смелых решений. Манипуляция настолько

тесно связана с результатом, что у тех, кто находится под ее воздействием, нет

иного выбора, как смириться с нею.

Приведем несколько вопросов, которые руководители могут использовать

для оценки качества осуществляемого ими руководства:

􀂃 развивают ли руководимые мной люди свои способности?

􀂃 растет ли их способность принимать решения и брать на себя

ответственность?

􀂃 учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?

􀂃 участвуют ли они в принятии решений?

􀂃 чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?

􀂃 помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более

производительно?

Если вы ответите на эти вопросы положительно, вы хороший

руководитель, который не склонен манипулировать сотрудниками организации.