Отличие морали от этики
Список литературы
Темы для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
1. Что есть объект, предмет и основная проблема этики?
- Каково значение терминов и понятий: эвдомония, ethos?
- В чём состоит специфика морального знания?
- В чём состоит специфика этического дискурса?
- Чем отличается этический дискурс от дискурса философского?
- Назовите и охарактеризуйте основные разделы этики и решаемые ими задачи.
- Каковы версии обяъснения происхождения этики?
- Назовите и охарактеризуйте основные этические категории.
- Что такое золотое правило этики, какова история его возникновения?
- Почему этика является практической философией, какие ещё дисциплины имеют статус практических?
- Какие пути к счастью предлагает античная этика.
- Какие виды счастья выделяет античная этика?
- Какие классы, виды добродетелей и какие отдельные добродетели выделяет античная этика?
- К числу каких потребностей относил Эпикур простые еду и питьё, одежду, дружбу и занятие науками?
- Какие пять этапов включает диалогический метод Сократа?
- Перечислите аргументы стоиков, оправдывающие существование зла.
- Перечислите условия счастья согласно Эпикуру.
- Назовите основных представителей античной философии, упомянутых в первой лекции, и охарактеризуйте их этическую позицию.
- Охарактеризуйте категорию достоинства и её составляющие.
- Кому принадлежат высказывания: «Живи незаметно», «Этика – лекарство для души», «Человек есть мера всех вещей», «Незнание – источник аморальности», «Знание – основа добродетельности», «Нужно отказаться от жизни, если сумма жизненных страданий больше суммы удовольствий», «Счастье – в правильном отношении к удовольствиям», «Наслаждение есть отсутствие страданий», «Этика учит достойному поведению», «Лучше достойно умереть, чем жить недостойно», «Добродетельная жизнь – это жизнь согласно природе, Логосу», «Свобода есть осознанная необходимость».
- Охарактеризуйте термины этики: «атараксия», «дружба», «дианоэтический», «ноетический», «ригоризм», «ценности», «идеал», «нормы», «принципы».
- Охарактеризуйте понятия добра и пользы.
- В чём состоит счастье и смысл жизни?
- Каковы особенности тёмного и светлого мировосприятия?
- Охарактеризуйте понятие зла, опишите виды зла, раскройте диалектику взаимодействия добра и зла.
- Бёме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе / пер. с англ. Т. Матросова. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 304 с.
- Денисов Д. В. Великая восьмерица: время, человек, история : монография. Самара : СамГУПС, 20112. – 240 с.
- Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие. М.: «МарТ», 2005. – 416 с.
- История этических учений: Учебник / под ред. Гусейнова. М., 2003
- Кальной И. И. Философия: Учебник. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.
- Мишаткина Т. В. Этика: Практикум. Пособие для студенов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 320.
- Назаров В. Н. История русской этики. – М.: Гардарики, 2006. – 319 с.
- Смирнов С. 103.
Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем
нашим поведением.
Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.
Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований
и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни [4]. Этические
нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и
правилах поведения, однако имеют отличительные особенности.
Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил,
регулирующих поведение людей, следующие:
1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей;
2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям;
3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.
Нравственность Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов.
Нравы – это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения. Они характеризуются: 1) общественным непререкаемым авторитетом; 2) вследствие своей общепринятости имеют силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственном морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности.
Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, таким образом, что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью».