Отличие морали от этики

Список литературы

Темы для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

1. Что есть объект, предмет и основная проблема этики?

  1. Каково значение терминов и понятий: эвдомония, ethos?
  2. В чём состоит специфика морального знания?
  3. В чём состоит специфика этического дискурса?
  4. Чем отличается этический дискурс от дискурса философского?
  5. Назовите и охарактеризуйте основные разделы этики и решаемые ими задачи.
  6. Каковы версии обяъснения происхождения этики?
  7. Назовите и охарактеризуйте основные этические категории.
  8. Что такое золотое правило этики, какова история его возникновения?
  9. Почему этика является практической философией, какие ещё дисциплины имеют статус практических?
  10. Какие пути к счастью предлагает античная этика.
  11. Какие виды счастья выделяет античная этика?
  12. Какие классы, виды добродетелей и какие отдельные добродетели выделяет античная этика?
  13. К числу каких потребностей относил Эпикур простые еду и питьё, одежду, дружбу и занятие науками?
  14. Какие пять этапов включает диалогический метод Сократа?
  15. Перечислите аргументы стоиков, оправдывающие существование зла.
  16. Перечислите условия счастья согласно Эпикуру.
  17. Назовите основных представителей античной философии, упомянутых в первой лекции, и охарактеризуйте их этическую позицию.
  18. Охарактеризуйте категорию достоинства и её составляющие.
  19. Кому принадлежат высказывания: «Живи незаметно», «Этика – лекарство для души», «Человек есть мера всех вещей», «Незнание – источник аморальности», «Знание – основа добродетельности», «Нужно отказаться от жизни, если сумма жизненных страданий больше суммы удовольствий», «Счастье – в правильном отношении к удовольствиям», «Наслаждение есть отсутствие страданий», «Этика учит достойному поведению», «Лучше достойно умереть, чем жить недостойно», «Добродетельная жизнь – это жизнь согласно природе, Логосу», «Свобода есть осознанная необходимость».
  20. Охарактеризуйте термины этики: «атараксия», «дружба», «дианоэтический», «ноетический», «ригоризм», «ценности», «идеал», «нормы», «принципы».
  1. Охарактеризуйте понятия добра и пользы.
  2. В чём состоит счастье и смысл жизни?
  3. Каковы особенности тёмного и светлого мировосприятия?
  4. Охарактеризуйте понятие зла, опишите виды зла, раскройте диалектику взаимодействия добра и зла.
  1. Бёме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе / пер. с англ. Т. Матросова. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 304 с.
  2. Денисов Д. В. Великая восьмерица: время, человек, история : монография. Самара : СамГУПС, 20112. – 240 с.
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие. М.: «МарТ», 2005. – 416 с.
  4. История этических учений: Учебник / под ред. Гусейнова. М., 2003
  5. Кальной И. И. Философия: Учебник. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.
  6. Мишаткина Т. В. Этика: Практикум. Пособие для студенов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 320.
  7. Назаров В. Н. История русской этики. – М.: Гардарики, 2006. – 319 с.
  8. Смирнов С. 103.

 

Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем

нашим поведением.

Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований

и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни [4]. Этические

нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и

правилах поведения, однако имеют отличительные особенности.

Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил,

регулирующих поведение людей, следующие:

1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей;

2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям;

3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

Нравственность Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов.

Нравы – это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения. Они характеризуются: 1) общественным непререкаемым авторитетом; 2) вследствие своей общепринятости имеют силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственном морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности.

Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, таким образом, что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью».