Реформа центрального управления

Как отмечалось выше, Петр I занимался реформированием той или иной сферы на протяжении всего времени управления страной. Так, на пути реформирования органов центральной власти можно выделить несколько шагов.

Первый шаг относится к 1701 г. Тогда Петр I создал консилию министров. Подробнее.

В ведение Консилии министров перешли вопросы, прежде решавшиеся Боярской думой. При этом Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. Вошли в консилию представители знати (Долгоруков, Волконский, Голицын), прежние члены Боярской думы (Мусин-Пушкин, Племянников), представители дворянства (Самарин, Мельницкий). В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей.

 

Второй шаг. В 1711 г. консилию министров сменил Правительствующий Сенат. Подробнее.

В истории создания Сената можно проследить связь реформ управления с войной. Создавался Сенат тогда, когда Петр I собирался в Прутский поход, надолго покидая столицу. Главное назначение Сената в первые годы его существования - управление страной во время длительного отсутствия царя. Сенату следовало заниматься поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия.

 

Третий шаг. В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Подробнее.

В исторической литературе принято деление 12 коллегий на группы: "Первейшие" коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная (армия, флот, дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные коллегии: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (горно-добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля).

Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов, производство расходов, контроль за финансами).

Прочие коллегии: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами), Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т.п.), Главный Магистрат (управление городами).

 

Каждую коллегию возглавлял президент. Кроме президента в штат каждой коллегии входили вице-президент, четыре советника, четыре коллежских асессора, секретарь, актуариус, нотариус, регистратор, переводчик, подьячие. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

Коллегии отличались от приказов тем, что были построены исключительно по отраслевому принципу; кроме того, число коллегий было на порядок меньше числа приказов, что упростило систему управления, сделало ее более эффективной.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокурором был П.И. Ягужинский.

Фискал- государственный служащий для тайного надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц в 1711-1729 гг. Возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генерал-фискалом), подчиненным генерал-прокурору. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника.

Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты – фискалы. Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат – Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

 

Реформа местного управления

В 1707–1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний: Московскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую, Сибирскую, Петербургскую. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п. В 1719 г. губернии разделились на 50 провинций во главе с воеводами. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы.

Губерния - административно-территориальная единица в России с 1708 г. Каждая губерния с 1775 г. делилась на уезды. В 20-е гг. ХХ в. вместо губерний были созданы области и края.

Провинция (от лат. provincia) - административно-территориальная единица (1719-1775 гг.) в составе губернии. Делилась на дистрикты.

Дистрикт - в России XVIII в. низшая административно-территориальная единица.

 

С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат вырос в несколько раз.

Военные преобразования

1.Создание постоянной регулярной армии.

2. Создание военно - морского флота.

Основной слабостью русской армии на протяжении предшествующих столетий был ее нерегулярный характер. С такой армией Петр I начал Северную войну. После первых неудач в Прибалтике у России появилась возможность восстановить свои силы. Именно к этому времени относится создание новой армии. В 1705 г. издается указ о рекрутской повинности: отныне полагалось ежегодно посылать на пожизненную службу в армию, находящуюся на содержании государства, по 1 человеку от 20 крестьянских и посадских дворов.

Ликвидация патриаршества

Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский.

Духовный регламент. 1721 г. Санкт-Петербург

В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем «Духовный регламент», прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом создана Духовная коллегия (с 1722 г. – Святейший Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник – обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь.

Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

Изменение порядка прохождения службы

Петр I стремился привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения. В связи с этим он изменил порядок прохождения службы. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах». Вся государственная службы была разделена на 3 вида: военная, статская и придворная. Военные чины, в свою очередь, делились на гвардейские, армейские и флотские. Высшим рангом был первый (фельдмаршал или канцлер), низшим – 14-й. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го ранга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время, способствовало пополнению дворянства наиболее способными из них.

Служба была для дворян обязательной и пожизненной. Стремясь побудить дворян служить, Петр в 1714 г. издал указ о единонаследии, запретив дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был получать старший сын, остальным приходилось добывать пропитание службой. Даже купить имение можно было только после семи лет службы. За службу стали платить денежное жалованье. Одновременно указ о единонаследии окончательно уничтожил разницу между вотчиной и поместьем, официально разрешив наследование и куплю-продажу всех видов имений.

Таким образом, петровские реформы системы государственного управления способствовали окончательному установлению абсолютизма в России, ибо именно в результате деятельности Петра в России сложился разветвленный и достаточно функциональный государственный аппарат, наличие которого является одним из основных условий абсолютизма.