Эволюция российской государственности в XVII в.

Основная тенденция эволюции российской государственности в XVII в. – движение по направлению к самодержавию. Можно наблюдать, как на протяжении всего столетия в России трансформируется форма правления. Из сословно-представительной монархии она становится монархией абсолютной.

Сословно-представительная монархия - форма государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (дворян, духовенства, горожан). В России cословно-представительная монархия существовала в середине XVI-XVII вв., царь правил, опираясь на Земские соборы.

Абсолютная монархия - форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Существенными признаками абсолютизма являлись концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции; подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. В России, где переход к абсолютной монархии начался в XVII в., такая форма правления сохранялась до начала ХХ в.

Названная тенденция проявилась в следующих аспектах.

 

Царь

В середине XVII в. меняется титул монарха. Ранее – «Государь всея Руси», теперь – «Божьей милостью Великий государь, князь и великий царь всея великая, и малая, и белая Руси самодержец». В новом титуле обращает на себя внимание преамбула «Божьей милостью» – апелляция к Богу, свидетельство того, что на престоле не просто смертный человек, а помазанник Божий, представитель Бога на земле. И второе – новый элемент титула – слово «самодержец».

Соборное уложение. Издание 1649 г.
 

Соборное уложение 1649 г. - свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в.

 

Кроме того, в Соборном уложении 1649 г. на законодательном уровне преступление против царя и его семьи приравниваются к преступлению против государства. А также в этом своде законов впервые подробно прописывается сложный и пышный церемониал, связанный с монархом.

 

Земские соборы

Эти органы власти, возникшие в середине XVI в., были в свое время олицетворением сословно-представительной монархии. Теперь деятельность Земских соборов начинает затухать. Последний полноценный Земский собор состоялся в 1653 г. (принял решение о воссоединении с Украиной). Позднее, во второй половине XVII в., царь время от времени собирал представителей сословий, но более ни разу не было созвано межсословного Земского собора.

С.В. Иванов. Земский собор

 

Боярская дума

Боярская дума - в России конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

 

В XV–XVI вв. Боярская дума – это очень немногочисленный орган, состоявший из 10-12 самых родовитых бояр. Такая Дума была весьма влиятельна. О значении Думы того периода говорит тот факт, что в эпоху классической сосовно-представительной монархии все указы в России предварялись формулой «Государь приказал, а бояре приговорили», что указывало на то, что монарх не один, а вместе с боярами управляет государством. Теперь, в течение XVII в., Боярская дума численно растет, но это происходит за счет включения в ее состав представителей дворянства. Дума на протяжении XVII в. остается важным органом государственной власти, но соотношение сил в системе «Царь – Боярская дума» меняется в пользу царя. В XVII в. исчезает формула «Государь приказал, а бояре приговорили», все чаще встречаются именные царские указы.

Приказная система

С одной стороны, XVII в. – время наибольшего развития приказной системы. Во второй половине века исследователи фиксируют существование свыше 40 постоянных и еще такое же число временно действующих приказов. С другой стороны, по мере роста числа приказов все отчетливее проявлялись недостатки приказной системы.

 

Недостатки приказной системы заключались в том, что функции многих приказов пересекались. Пересечение функций было вызвано тем, что одни приказы имели отраслевой, а другие и территориальный характер. К тому же почти каждый приказ ведал судом по делам, относящимся к их компетенции.

 

Приказные люди за работой. Рисунок из старинной рукописи.

Осознавая эти недостатки, власть в середине XVII в. предпринимала попытки ее реформирования. Так, 1650-е гг. были созданы счетный приказ (1656 г.) и приказ тайных дел (1654 г.). Первый должен был отвечать за финансовую дисциплину, а второй задумывался как орган, координирующий работу прочих приказов. Со своими задачами новые ведомства справиться не смогли и превратились в два очередных приказа. Система была настолько запутана, что в начале XVIII в. Петру I придется от нее отказаться. Однако и в XVII столетии приказная система сыграла свою немаловажную роль. Дело в том, что именно внутри приказов сформировалась категория профессиональных управленцев – бюрократический аппарат – одно из условий существования абсолютизма.

Армия

В XVII в. костяк российской армии по-прежнему состоял из конного ополчения землевладельцев. Среди принципиальных новшеств периода необходимо отметить создание полков нового (иноземного) строя. Такие полки впервые стали формироваться в 1631 г. из «охочих» людей, казаков, иностранцев по образцу западноевропейских армий.

Полки нового (иноземного) строя - воинские части, сформированные в XVII в. в России из "охочих" вольных людей, казаков, иностранцев и др., позже и из даточных людей по образцу (организации, обучению) западноевропейских армий. В конце XVII - начале XVIII вв. использованы для формирования регулярной русской армии.

 

Столбцы Поместного приказа с гусиным пером. XVII в.

Отношения государства и церкви

В рассматриваемый период продолжился процесс подчинение церкви государству.

Противоречивую роль в этом процессе сыграл патриарх Никон. В середине века при юном Алексее Михайловиче Никон на относительно короткий срок сумел решить спор о «священстве и царстве» в свою пользу. Но уже в 1660-е гг. патриарх проигрывает спор и лишается сана. Таким образом, «Дело Никона» приблизило грядущую отмену патриаршества и превращение церкви в элемент государственного механизма.

Еще одним проявлением ранее наметившийся тенденции стала организация в 1650 г. Монастырского приказа. В числе прочих функций этому ведомству был поручен контроль за хозяйственными делами монастырей, а позднее – и суд над священнослужителями.

 

Управление на местах

Наряду с губными старостами и городовыми приказчиками в местном управлении появляются присылаемые из центра воеводы.

Воевода - начальник княжеской дружины или глава народного ополчения. С середины XVI в. возглавляет военное и гражданское управление городом и уездом. В 1719 г. поставлен во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

 

Таким образом, на протяжении XVII в. сложились основные предпосылки для оформления абсолютизма в нашей стране. Но закончится этот процесс только в первой четверти XVIII в. Это связано с тем, что оформление абсолютизма – чрезвычайно дорогостоящее явление. Ослабленная Смутой экономика России XVII в. не могла вполне справиться с этой задачей, и лишь в условиях XVIII в. Петру I удастся завершить оформление абсолютной монархии.

 

Контрольные вопросы:

  1. Причины Смуты XVII в.
  2. Причина появления самозванства на Руси?
  3. Перечислить последствия Смуты.

 

 

Тема: Россия на пути модернизации традиционного общества в XVIII в.

Цель:рассмотреть Российскую империю в XVIII в.

План:

1. Реформы Петра I

2. Эпоха дворцовых переворотов

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II