Формы международной миграции капитала

Общая характеристика миграции капитала в предпринимательской форме

  1. По форме собственности мигрирующего капитала: частный (составляет 50%, и в основном вывозится в предпринимательской форме), государственный (составляет 30% и в основном вывозится в ссудной форме), международных (региональных ) валютно-кредитных и финансовых организаций — 12%, смешанный — 8%.
  2. По срокам миграции капитала: сверхкраткосрочный (до 3 месяцев), краткосрочный (до 1 г.), среднесрочный (от 1 г. до 5—7 лет), долгосрочный (свыше 5—7 лет).
  3. По форме предоставления капитала: товарный , денежный , смешанный .
  4. По цели и характеру использования мигрирующего капитала: предпринимательский , ссудный .

Основными формами ММК являются вывоз предпринимательского и ссудного капитала.

Условия миграции капитала в предпринимательской форме:

  1. организация производственного процесса или участие в нем за рубежом;
  2. долгосрочный характер вложений иностранного капитала;
  3. право собственности на зарубежное предприятие в целом, либо на его часть.

В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) , портфельные инвестиции .

Прямые зарубежные инвестиции — это долгосрочные зарубежные вложения капитала, в результате которых экспортером капитала организуется или ведется производство на территории страны, принимающей капитал.

Портфельные инвестиции — это форма вывоза капитала путем его вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий, не дающая инвесторам возможности непосредственного контроля над их деятельностью.

Центр ООН по ТНК выделяет 4 наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране.

  1. Прямые зарубежные инвестиции осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений, или из-за свойств этих товаров и особенно услуг.
  2. Производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах.
  3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая рынки и страны происхождения инвестиций (характерно для стран Юго-Восточной Азии ).
  4. Для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму или сбывать продукцию через посредников.

Характерные черты вывоза предпринимательского капитала в различных видах представлены в таблице 10.1.

Таблица 10.1