Платность землепользования

Впервые введена ФЗ 1991 О плате за землю. Закон ввел 3 формы платы:

- земельный налог.

- арендная плата. Обычный ГП платеж.

- нормативная цена земли. Устанавливается только для совершения сделок с ЗУ и 15.03.97 Пост Правительства О порядке определения нормативной цены земли. По факту это определение только стоимости земли, но не платы.

 

Земельный налог.

Закон 1991 утверждал средние ставки земельного налога в твердых фиксируемых суммах за единицу площади. Конкретные ставки устанавливается органы зак власти субъекта или МО (для разл видов землепользования). Так было в теч 12 лет. С 1995 применялся коэффициент индексации, кот ежегодно утверждался бюджетом (ФЗ О бюджете) и применялся к ставке налога за прошлый период. Иной подход появляется с появлением ЗК. Ст 65 исходит из того, что для определения налоговой базы вводится кадастровая стоимость ЗУ. 29 ноя 2004 закон «О внесении изменений в ч 2 НК» и была введена глава 31 НК. Но прямым действием она не обладает. Было предусмотрено поэтапное введение ее в действие. В каждом МО должен быть принят закон, которым устанавливается земельный налог. Чтобы налог мог взыматься в 2005 году, 29 или 30 дек нужно было принять соотв закон. Успела только Мск. В Спб – 26 ноя 2005. Если бы в теч 2005 года в каком либо из МО закон принят не был, то с 1.1.06 закон о налоге все равно утрачивал силу, кроме 1 пункта.

Круг налогоплательщиков. НК определил, что налогоплательщиками признаются лица, которым ЗУ принадлежит на праве собственности, ПНВ или ПБП, что должно быть подтверждено правоустанавливающими документами. Вас № 54 в п. 2 указал, что в силу ст. 389 НК объектом налогообложения является ЗУ, а в силу ст 11.1 ЗК, границы земельного участка должны быть определены в соотв с ФЗ О кадастре недвижимости => объект налогообложения может возникнуть только тогда, когда ЗУ сформирован => правообладатели участков, не поставленных на учет (или поставленных в упрощенной форме) субъектами налога не являются => иск о взыскании неосновательного обогащения органами исп власти как единственный способ взыскания. К ПНВ сие не относится, ибо когда речь идет о гражданах, позиция ВАС применяться не должна. Рассчитывается по базовым ставкам арендной платы, ибо как ГП категория неосновательное обогащение не может рассчитываться по ставкам налога.

Из круга налогоплательщиков, таки образом, выпали фактические землепользователи. До введ в действие гл 31 в соотв с ФЗ О плате плательщиками признавались и пользователи. В 2002 ВАС объяснил, что исходя из принципа платности землепользования, плательщиками земельного налога признаются также и фактические землепользователи. Сие носило спорный характер до 2009 года, но после Потс 54 точно не признаются.

 

Объект налогообложения – ЗУ в границах одного МО, ибо земельный налог – местный. Но нигде не было зафиксировано, что границы ЗУ должны совпадать с границами МО, сие появляется только в 2008 => были ЗУ, кот пересекали границы МО. Минфин опрл, как в этом случае рассчитывается земельный налог: база должна определяется как доля кадастровой стоимости ЗУ пропорционально доли площади, занимаемой ЗУ на территории соотв МО. Заключение о доли площади ЗУ могут дать территориальные органы Роснедвижимости на основании планового картографического материала.

 

НК впервые ввел понятие «ЗУ, не являющиеся объектами налогообложения». К ним относятся 5 категорий изъятых и 4 категории ограниченных в обороте.

 

База - кадастровая стоимость ЗУ. Для тех регионов, где кадастровая стоимость не определена, продолжает деятельность нормативная цена земли. Это положение было подтверждено в пост пленума 54 => п. 25 старого закона О плате продолжает деятельность!

Кадастровая стоимость. Для ее установления проводится кадастровая оценка. Правила проведения – в пост правительства от 8.4.08. При этом проводится оценочное зонирование территорий, устанавливаются оценочные зоны по результатам – карта оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади (за 1 м2). У нас введена 2 авг 2005 пост Правительства СПб.

База определяется в отношении каждого участка по состоянию на 1 января года налогового периода, кот устанавливается с 1.01 по 31.12. Год может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Для ЮЛ – ежеквартально, для граждан гл. 31 установила 1 отчетный период, но каждый закон может установить иное, но не больше 2-х. организации сами рассчитывают, для ФЛ – налоговики. В отличии от закона О плате гл 31 устанавливает максимальные ставки в процентном соотношении от кадастровой стоимости, исходя из чего в каждом МО устанавливается свои собственные ставки земельного налога.

Льготы.