Общая характеристика функциональных разновидностей языка.

Модуль 3. «Функциональные стили языка».

В каком слове ударение падает на второй слог?

а) эксперт
б)черпать
в) искра
г) каталог.

 

8. В каком слове ударение указано верно?

а) придралась (2-й слог)

б) (антенных) кабелей (3-й слог)

в) знамение (1-й слог)

г) проданы (3-й слог)

 

9.В каком слове ударение указано верно?

а) оторвала (3-й слог) в) откупоривать (2-й слог)

б) дремота (3-й слог) г) равно (1-й слог)

 

10. В каком слове ударение указано верно?

а) забралась (2-й слог) в) вместится (1-й слог)

б) включен (2-й слог) г) дефис (1-й слог)

 

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) созданА в) нАчав

б) катАлог г) тортЫ

 

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) создалАсь в) изогнУтый

б) довЕрху г) звОнит

 

13.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) квАртал в) красИвее

б) просвЕрлен г) позвАла

 

14. Каком примере нарушена лексическая сочетаемость?

а) Мы помогали всем нуждающимся в нашей помощи.

б) Нам, мастерам была доверена высокая честь.

в) «Спартак» приглашает игроков высокого уровня.

г) Он почувствовал, как к нему пришло вдохновение.

15. Отметьте номер, в котором представлено существительное ж.р.

а) пенальти

б) авеню

в) хинди

г) денди

16. В каком примере есть ошибка в образовании формы слова?

а) талантливые инженеры в уважаемые директора

б) блестящие офицеры г) внимательные шофера

 

17. В каком примере нет ошибки в образовании формы слова?

а) строгие тренера в) рыцарские ордена

б) удобное галифе г) умелые повара

18. В каком примере есть ошибка в образовании формы слова?

а)шесть мандарин 3) двести граммов

б)килограмм бананов 4) табор цыган

 

19.В каких примерах нет ошибок в образовании формы слова?

а)корзина яблок в) эскадрон гусаров

б)сто гектаров г) две пары носок

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного?

а) поздравляем с первым сентябрем

б) килограмм апельсинов

в) пара ботинок

г) сто ампер

В разделе представлена характеристика функциональных стилей.

Основной источник: Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.Граудиной и Е. Ширяева (М., Норма – 2003).

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения: одно дело – когда язык науки и совсем другое – когда обыденная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся перед ней, предъявляет к языку свои требования. Поэтому невозможно говорить в коммуникативном плане о культуре владения языком вообще. Речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка.

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и стили речи. Стилями языка считались, например, язык науки, язык художественной литературы, разговорная речь. Стилями речи признавались частные реализации стилей, такие, как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать по отношению к ним одно общее понятие «стиль» едва ли целесообразно. Поэтому вводится понятие «функциональная разновидность языка». Широкое признание получила типология языковых разновидностей языка, сравнительно недавно предложенная академиком Д. Н. Шмелевым.

Это типология такова:

 

Разговорная речь Язык художественной Функциональные стили:

литературы официально-деловой

научный

публицистический

 

Стилями Д.Н. Шмелев называет только функциональные стили, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.

3.2. Разговорная речь (РР):

РР– это особая разновидность ЛЯ. РР противостоит всем книжным стилям (науч., офиц.-деловому, публиц., худож.). Иногда данная разновидность речи именуется разговорно-обиходным стилем. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то РР противопоставляется им как некодифицированная сфера общения. Напомним: кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорной речи не фиксируются.

Долгое время считалось, что говорят так же, как и пишут. Только в 60-е годы ХХ в., когда появилась возможность фиксировать разговорную речь с помощью магнитофона и эта речь попала в поле зрения языковедов, выяснилось, что она строится по своим законам.

Признаки РР:

- спонтанность, неподготовленность;

- разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими;

- РР может реализовываться только при непосредственном участии говорящих.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический аспект (т.е. условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникативные характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации). Общающиеся должны иметь определенные фоновыезнания (общие), что и позволяет строить редуцированные высказывания, которые вне фоновых знаний совершенно непонятны. Важными являются и невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация).

Нормой в РР признается то, что постоянно употребляется в речи носителей ЛЯ и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка– «не режет слуха».

Итак, РР – это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Языковые особенности РР:

1. Фонетика:

- возможна гораздо более сильная редукция гласных;

- упрощение групп согласных.

2. Морфология:

- есть особые морфологические явления (обращения типа Маш-а-Маш)

- практически отсутствие деепричастий: те отношения, которые в кодифицированном языке передаются деепричастными и причастными конструкциями, в РР оформляются конструкцией с двойными неоднородными глаголами (Я вчера вообще лежала головы не поднять не могла, Напишите две фразы не поленитесь).

3. Лексика:

- слова -«губки», имеющие много значений в зависимости от контекста (Вещь! Жесть!)

- семантические стяжения с помощью суффиксов (вечерка, самоволка, газировка)

- семантические стяжения способом устранения определения (диплом, уйти в декрет (декретный отпуск.

- метонимии (тонкий Платонов)

4. Синтаксис:

- широко представлены бессоюзные предложения и неполные предложения

- особый порядок слов

- слова-актуализаторы (местоимения, частицы): Ты завтра / да? уезжаешь?

Основной формой реализации РР является устная форма. К письменной форме РР можно отнести записки и др. подобные жанры.