Возрастные особенности функционирования мозга ребенка
Известная степень незрелости корковых структур в детском возрасте определяет еще одну важную особенность энцефалограммы ребенка — повышенную выраженность медленных волн подкоркового происхождения. Такая повышенная активность подкорковых образований прослеживается по электроэнцефалографическим показателям у детей, включая младший школьный возраст. Хотя в 7—8 лет основной ритм покоя, отражающий созревание корковых структур, и претерпевает дальнейшее развитие, достигая в этом возрасте частоты, лежащей в нижнем диапазоне альфа-ритма, однако электроэнцефалограмма покоя младшего школьника характеризуется еще значительным числом высокоамплитудных медленных тета-волн. Колебания этого типа в ЭЭГ покоя у взрослых наблюдаются только при патологической активности подкорковых структур или резко выраженных эмоциональных состояниях. Их наличие в ЭЭГ спокойного бодрствования здоровых детей есть результат возрастной специфики корково-подкоркового взаимодействия, результат меньшей, чем у взрослого, степени подавляющего воздействия коры на подкорковые структуры.
Рис. 26. Возрастные оеобенностй альфа-ритма ребенка: А — шестимесячного ребенка; В — ребенка 2,5 лет; В — ребенка 10 лет; Г — подростка
По мере созревания коры характер корково-подкоркового взаимодействия существенно изменяется. Близкие к типу взрослого корково-подкорковые взаимоотношения с выраженным тормозным влиянием коры на подкорковые структуры устанавливаются к 10—12 годам, когда по показателям ЭЭГ кора больших полушарий достигает значительной зрелости. В ЭЭГ регистрируется альфа-ритм, по своему рисунку, амплитуде и частоте существенно не отличающийся от такового взрослых, те-та-волны подкоркового происхождения сохраняются лишь в виде отдельных колебаний небольшой амплитуды.
В 13—15-летнем возрасте наблюдается снова усиление подкорковой активности. Это период полового созревания. Он характеризуется повышенной активностью одного из отделов промежуточного мозга — гипоталамуса, функция которого тесно связана с деятельностью желез внутренней секреции. На ЭЭГ это находит свое отражение в некотором увеличении выраженности медленных тета-волн. В поведении подростков в этот период отмечаются повышенная нервозность, несдержанность; неустойчивость эмоциональных реакций. К 16—17 годам подкорковые знаки, отражающие активность структур промежуточного мозга, исчезают. В ЭЭГ начинает четко доминировать корковый альфа-ритм. С этого возраста устанавливаются характерные для взрослых корково-подкорковые взаимоотношения.
Современная нейрофизиология располагает данными, свидетельствующими о том, что механизмы, определяющие формирование процессов внимания, претерпевают значительные изменения в течение длительного периода индивидуального развития. Признаки элементарного, так называемого непроизвольного внимания, или ориентировочной реакции, которые вызываются неожиданными раздражителями, можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Они выражаются в вегетативных и поведенческих реакциях: изменении дыхания, частоты сердечных сокращений, повороте головы, глаз, прекращении другой деятельности. Уже в младенческом возрасте отмечается вовлечение коры больших полушарий в реакцию на внешние сигналы, что проявляется в некотором изменении ритмической электрической активности мозга. Однако этот, корковый компонент ориентировочной реакции в детском возрасте очень существенно отличается от того, что наблюдается у взрослых. У маленьких детей, включая младший школьный возраст, далеко не всегда может быть зарегистрирован корковый компонент ориентировочной реакции, проявлением которого у взрослых является так называемая реакция десинхронизации, состоящая в блокаде альфа-ритма и появлении низкоамплитудных быстрых колебаний по всей коре больших полушарий. Такая реакция, отражающая активацию коры, даже у 7—9-летних детей наблюдается только в 50% случаев и имеет небольшую продолжительность.
Электроэнцефалографическое проявление ориентировочной реакции становится таким же, как у взрослых, в 10—12 лет. Поскольку этот возраст характеризуется по данным электро-энцефалографических исследований высокой степенью зрелости коры и существенными сдвигами в корково-подкорковых взаимоотношениях, естественно предположить, что указанные факторы определяют формирование механизмов непроизвольного внимания.
Например, известно, что при чтении вслух взаимодействуют одновременно поступающие в мозг сигналы со зрительной, слуховой систем и сигналы с речедвигательной мускулатуры. Если слуховые сигналы с помощью несложной аппаратуры подавать с небольшой задержкой, то читающий человек начинает сбиваться, делать ошибки или вовсе замолкает. Ассоциативные области коры, осуществляющие "это взаимодействие, созревают значительно позже (к 5—6 годам и неодновременно).
В школьном возрасте участие непроекционных областей усиливается и совершенствуется. Это в наибольшей степени характерно для лобных отделов коры больших полушарий.