III этап. Определение правовых отношений родителей и детей.

II этап. Механизм придания статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

I этап. Сбор информации о социально опасном положении ребенка.

1. Субъекты, располагающие сведениями о ребенке (граждане, государственные органы, общественные организации и т.д.).

2. Органы, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту жительства (КДН, Органы опеки и попечительства, другие государственные организации).

1. Установление факта социально опасного положения ребенка (КДН), разработка индивидуального плана помощи ребенку и семье.

2. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите. Принятие решения об отобрании ребенка (КДН). Формирование комиссии по отобранию ребенка (КДН, ИДН, ОВД, представители отдела образования и отдела здравоохранения местного исполнительного комитета).

3. Отобрание ребенка у родителей (в течение дня после принятия решения). Исключение: немедленное отобрание при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ч.2, ст. 85 КоБС)

4. Установление статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. Помещение ребенка на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством (КДН выполняет функции органов опеки и попечительства).

6. Уведомление прокурора.

1. Уведомление организаций по месту работы родителей об отобрании ребенка. При незанятости родителей уведомляется отдел по труду и социальной защите местного исполкома (в течении пяти дней после вынесения решения об отобрании ребенка).

2. Утверждение плана защиты прав и законных интересов ребенка исполнительным комитетом, местной админис­трацией (не позднее двух недель со дня вынесения комиссией КДН решения об отобрании ребенка).

3. Организация жизнедеятельности и воспитания ребенка в государственном учреждении. Реализация запланированных мер по устранению причин отобрания ребенка и возвращению ребенка в семью.

4. Обращение в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав при сохранности всех причин, приведших к решению об отобрании ребенка.

Согласно законодательству РБ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отноше­нии которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право на­следования по закону (ст. 82 КоБС).

Таким образом, Министерство образования Республики Беларусь на современном этапе разработало нормативную правовую базу, необходимую для создания механизма реализации Декрета № 18 органами управления образованием и учреждениями образования в пределах их компетенции. Практика показала, что увеличилось число случаев, когда родители инициируют восстановление своих прав.