III этап. Определение правовых отношений родителей и детей.
II этап. Механизм придания статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
I этап. Сбор информации о социально опасном положении ребенка.
1. Субъекты, располагающие сведениями о ребенке (граждане, государственные органы, общественные организации и т.д.).
2. Органы, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту жительства (КДН, Органы опеки и попечительства, другие государственные организации).
1. Установление факта социально опасного положения ребенка (КДН), разработка индивидуального плана помощи ребенку и семье.
2. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите. Принятие решения об отобрании ребенка (КДН). Формирование комиссии по отобранию ребенка (КДН, ИДН, ОВД, представители отдела образования и отдела здравоохранения местного исполнительного комитета).
3. Отобрание ребенка у родителей (в течение дня после принятия решения). Исключение: немедленное отобрание при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ч.2, ст. 85 КоБС)
4. Установление статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
5. Помещение ребенка на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством (КДН выполняет функции органов опеки и попечительства).
6. Уведомление прокурора.
1. Уведомление организаций по месту работы родителей об отобрании ребенка. При незанятости родителей уведомляется отдел по труду и социальной защите местного исполкома (в течении пяти дней после вынесения решения об отобрании ребенка).
2. Утверждение плана защиты прав и законных интересов ребенка исполнительным комитетом, местной администрацией (не позднее двух недель со дня вынесения комиссией КДН решения об отобрании ребенка).
3. Организация жизнедеятельности и воспитания ребенка в государственном учреждении. Реализация запланированных мер по устранению причин отобрания ребенка и возвращению ребенка в семью.
4. Обращение в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав при сохранности всех причин, приведших к решению об отобрании ребенка.
Согласно законодательству РБ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону (ст. 82 КоБС).
Таким образом, Министерство образования Республики Беларусь на современном этапе разработало нормативную правовую базу, необходимую для создания механизма реализации Декрета № 18 органами управления образованием и учреждениями образования в пределах их компетенции. Практика показала, что увеличилось число случаев, когда родители инициируют восстановление своих прав.