ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 6. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ

Просветительская деятельность научных коллекций.

Традиции научных и учебных музеев в России.

Музей археологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

 

Развитие научных знаний и технических усовершенствований в XVII – XVIII веке изменили характер и состав естественнонаучных музеев и коллекций.

Развитию деятельности научных коллекций музеев указанного периода способствовало внедрение эксперимента в изучение природы, успехи в развитии математических и природоведческих наук, популяризация научных достижений. Сложилась мода на физические и химические эксперименты, увлекательные опыты с электричеством и магнетизмом, посещение астрономических обсерваторий.

Научные музеи создавались при университетах, научных сообществах, лабораториях, академиях, являлись необходимым элементом образования и становления науки.

Естественнонаучные и научно-технические кабинеты или вундеркамеры (натуралиенкамеры) стали излюбленным местом посещения лицами, активно воспринимавшими идеи Просвещения. Кабинеты и вундеркамеры привлекали посетителей публичными лекциями, экспериментами, которые проводились на глазах посетителей, обсуждением научных проблем, демонстрацией научных достижений и новинок. Часто диалоги между учеными превращались в публичные дискуссии. Многие коллекционеры стремились содействовать образованию соотечественников и иностранных путешественников, передавая личные коллекции в дар музею.

Распространение исследовательской и коллекционной практики в Голландии, а затем в Британии требовало изготовления специализированного лабораторного оборудования для хранения предметов коллекций. Появилось дешевое прозрачное стекло для создания сосудов, в которые помещались коллекционные предметы, что позволяло рассматривать выставленные в сосудах напоказ анатомические препараты. Развилась техника таксидермии — изготовление чучел животных.

В этот период, как и прежде, многие известные коллекции и музеи открывались врачами и аптекарями, которые целенаправленно изучали ботанику и зоологию, первоначально с чисто практическими целями в поисках лекарственного сырья.

В XVII - XVIII веках расширились функции и несколько изменились формы ботанических садов. В Европе их количество увеличилось с 20 в 1700 году до 1600 в конце XVIII века (по данным, приведенным в начале XIX века швейцарским врачом и ботаником Жаном Геснером). Это было обусловлено внедрением в экспериментального метода в научную деятельность академий и университетов. Ботанические коллекции приобрели важное значение для экономики ввиду коммерческой ценности ряда растительных культур, в том числе некоторых видов цветов (тюльпан, ирис, анемон, нарцисс), которые пользовались огромной популярностью и имели высокую товарную ценность. Ботанические сады, как правило, входили в состав музеев и соседствовали с лабораториями для научных исследований, художественными студиями, библиотекой с «травниками» (книга с описаниями растений и их свойств), животным и минеральным кабинетами. В ряде колоний Британии (на островах Маврикии, Сен-Винсент, Тринидат, а также в Бельгии) в XVIII веке были открыты ботанические сады с целью разведения новых сельскохозяйственных и плантационных культур и увеличения экономических ресурсов новых владений. Кроме научной функции ботанические сады были призваны стать местом проведения досуга.

Анатомические и зоологические коллекции и музеи были особенно популярны в Голландии, Швеции, России, Франции, они играли важную роль в развитии естествознания. В числе наиболее значимых ботанических садов следует назвать сады университетов в Лейдене, Королевский сад в Париже, сад Кью (Лондон), Аптекарский сад в Санкт – Петербурге и сад Академии наук на Васильевском острове.

Придворные зверинцы носили декоративный характер, как, например, зверинец в Версальском парке (1668). Императорский зверинец в Шёнбруннском парке (устроен в 1751 году) носил уже черты первичного зоопарка, поскольку в нем стали применяться классификационные приемы. Швейцарский естествоиспытатель Конрад фон Геснер (1516 - 1565) издал первую зоологическую энциклопедию «История животных». Этот научный труд способствовал систематизации зоологических знаний.

Исследование коллекций сопровождалось процессом систематизации и каталогизации предметов. Создавая каталоги, коллекционеры исходили из этимологии названия предмета, проводили сравнительный анализ с аналогичными экземплярами, имеющимися в других кабинетах. Описания предмета содержали сведения о происхождении предмета, иными словами, «легенду предмета».

Естественно-научные кабинеты были схожи с музейными учреждениями эпохи: демонстрация образцов мира природы подчинялась эстетическим принципам, что и при экспонировании произведений искусства. Объектам стремились придать «приятный вид». Поэтому коллекционные образцы распределялись на плоскости стен тематическими группами, визуально уравновешивающими друг друга, часто размещались совместно с художественными произведениями. В научных кабинетах также была распространена практика сценографического представления предметов. Во второй половине XVII века особой известностью пользовался анатомический театр в Лейдене. Здесь демонстрировались такие экспозиционные комплексы: сидящий верхом на скелете осла скелет женщины, преступно убившей свою дочь; скелет человека, казненного за воровство скота, посаженный на скелет быка и т.д.

Голландский патологоанатом Фредерих Рюйш создал один из лучших анатомических кабинетов в Европе, в котором представил новый метод демонстрации анатомических коллекций, получивший название «рюйшевское искусство». Ученый разработал способ сохранения естественного цвета кожи со всеми индивидуальными прижизненными особенностями – например, родимыми пятнами. В кабинете Рюйша выставлялись сосуды, в которых размещались бальзамированные части человеческого тела, украшенные флористическими композициями. Образцы коллекций группировались «занимательно» и снабжались дополнительными аксессуарами для эстетического восприятия. Например, руки и ноги детей в месте отреза от тела драпировались тканью или кружевными манжетами. Плоды в эмбриологических композициях украшались цветами, веночками, цветами, браслетами; болезни органов человека экспонировались на детских ручках и т.д. Сохранились описания некоторых композиций Рюйша: «Человеческий плод, примерно семи недель, который схвачен маленькой восточной змеей, трехмесячный плод мужского пола в пасти ядовитейшего животного, называемого жителями восточной Индии чекко. Два скелета близнецов семимесячного плода размещены в трогательных позах у гроба третьего, при этом один подносит к лицу внутренности живота, как бы вытирая слезы, другой несет в правой руке кусок кишки, а в левой артериальную ветку, вынутую из селезенки». «Анатома - поэтическая» коллекции Рюйша визуализировала популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что «смерть - это милость, дарованная всемогущим Творцом».

 

 

Рис. 6.1. Экспонат из коллекции Ф. Рюйша

 

 

При жизни анатома его «кабинет» был открыт для посещения два раза в неделю. В книге записей посетителей на тринадцатой странице можно увидеть автограф Петра I, приехавшего Амстердам в 1697 году. Император, по рассказу голландского современника, был поражен искусством Рюйша: «Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку».

Часть наследия Рюйша была благополучно доставлена в Петербург и положила начало петровской Кунсткамере - прародительнице Российской академии наук и всех музеев России.

Естественно-научные кабинеты, кунсткамеры, зоологические и ботанические коллекции не сделали кардинального переворота в науке, но они внесли особый вклад в изменение представлений о взаимоотношениях между наукой и философией, наукой и верой. Одновременно научные кабинеты и кунсткамеры стали предшественниками современных естественноисторических и археологических музеев.