МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО МУЗЕЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Мировоззренческие предпосылки появления публичного музея.

Концепция публичного музея в идеологии просветителей.

Особенности коллекционирования в эпоху Просвещения.

 

 

XVIII век в Европе – завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит ломка раннее существующих общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, периодическая печать. Социальное и идейное развитие стран Европы совершается в этот период неравномерно. В Италии и Германии сохраняется феодальная раздробленность, мешающая капиталистическому развитию, в Англии совершается промышленный переворот. Во Франции – это период созревания революционной ситуации и свершения Великой французской революции (1789 - 1793), на фоне которой формируется идеология просветительства. Разум и просвещение стали основными лозунгами эпохи, захватившими интеллектуальную среду монархических государств. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Учениях Дж. Локка и И.Ньютона внушали людям периода Просвещения уверенность в том, что можно выявить законы, которые управляют не только природой, но и человеческим обществом и деятельностью самого человека. Постоянное развитие науки в этот период привело к распространению веры в то, что, основываясь на деятельности разума, возможен постоянный прогресс. Поэтому теоретики Просвещения страстно выступали против всего, что им казалось старомодным, иррациональным или не подтверждаемым эмпирическим способом.

В культуре эпохи Просвещения складывается два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения и доминирует в первые десятилетия века («регентство герцога Орлеанского» и «стиль Людовика XV»). Это культура рококо. Другое направление формируется в среде буржуазной оппозиции абсолютизма. Оно достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы. В обоих направлениях сохраняется культура собирательства, однако приобретает характерные для того или иного круга коллекционеров черты.

Интенсивно развивается как само художественное творчество, по-прежнему оказывающее существенное влияние на художественные установки современников, так и публичное обсуждение проблем искусства. Вопросы предназначения искусства, эволюции художественного вкуса, иерархии искусств становятся достоянием художественной критики, разрабатываются и самими мастерами искусства. Постепенно, но неуклонно искусство конституирует себя как самобытная и вполне самостоятельная сфера духовного созидания[8].

Новые культурные условия расширяли и возможности индивидуального начала в художественном творчестве, возможности формирования авторских стилей, утверждение собственного художественного видения. Теперь, чтобы идентифицировать себя с определенными культурными и социальными группами, требуется сделать выбор, т.е. самому избрать круг ценностей, наиболее созвучный собственной индивидуальности.

Социокультурные изменения, произошедшие в европейском обществе в XVII – XVIII веках, повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых публичных музеев. Особую роль в этом сыграла идеология Просвещения, ориентированная на создание нового «культурного» общества и требовавшая системных научных знаний о действии во всем мироздании тех закономерностей, которые возможно объяснить рациональным способом. Предметы и коллекции в музеях должны были служить источником познания, мировоззренческим и экспериментальным доказательством упорядоченности мира. В этой связи музей становится открытым коммуникативным пространством, где каждый, независимо от происхождения, сословия и деятельности, может созерцать творения человечества, тем самым «воспитывать» и облагораживать свой разум и душу.