ЗАПАДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А как обстоит дело с подготовкой журналистов на Западе? Вообще, что есть журналист в тамошнем понимании?

В 1990 году Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA) был подготовлен доклад о состоянии этой ветви образования в странах Западной Европы. Из него складывается впечатление, что это такая область человеческой деятельности, обучение которой, действительно, зачастую совсем бесполезно, либо требует минимального времени.

В некоторых странах Европы (например, в Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции) юридическое определение понятия "журналист" отсутствует. В Германии - это "свободная профессия", не имеющая статуса и не требующая обязательного образования для занятия ею (в отличие от, например, медицины, юриспруденции...)

Англичане считают подготовку журналистов в вузе пустой тратой времени. Там при университетах существуют одно- и двухгодичные курсы для тех, кто уже имеет образование. Основная репортерская масса учится непосредственно в редакциях, на работе. Во Франции сроки обучения журналистике тоже не превышают двух лет. В большинстве университетов Германии журналистика удостоена статуса "вспомогательного предмета".

Владельцы СМИ в Европе понимают дело таким образом, что главная задача тут - лишь обеспечить необходимыми техническими навыками людей, имеющих общее образование и желающих стать журналистами. Преподаватели и университетское руководство в противовес такому прагматическому подходу настаивают на том, чтобы у будущего работника СМИ был широкий кругозор и способность приспособляться к требованиям завтрашнего дня.

В целом вся система журналистского образования подвергается жестокой критике. Если судить по американским источникам, журналисты - выпускники университетов США - в массовом порядке жалуются, что не знают основ современной технологии производства текстов, не получают достаточного практического опыта, не научены понимать суть государственной политики и правовых отношений в обществе...

Недостаток истинной образованности - вот, пожалуй, главное, что ощущают все, кто имеет отношение к системе подготовки работников для СМИ. Неудивительно, что раздаются даже прямые призывы к закрытию школ журналистики. И что характерно, они исходят не от кого-нибудь, а от самих выпускников этих заведений, которые знают, что говорят, и сожалеют о потерянных годах.

А самое серьезное обвинение - в воспитании у американского студента-журналиста нигилистического леворадикального отношения к обществу (но корни этого нигилизма, по мнению профессора Стэндфордского университета С.М.Липсета, лежат в типично американской традиции антигосударственного, эквалитаристского образа мысли").