Эволюция второй сигнальной системы.

Поршнев прослеживает три стадии развития второй сигнальной системы (то есть системы, отвечающей за речь и мышление): суггестия – контрсуггестия – контр-контрсуггестия.

В основе речевого поведения лежит, по теории Поршнева, непосредственное воздействие на нервные центры высших млекопитающих. Возникнув как защитный механизм, суггестия становится явлением опасным для самого человека. От неё не было защиты, а тот, кто обладал способностью к суггестии, мог господствовать в своих интересах.

Поршнев пишет, что «достигшая своего расцвета в чистом виде суггестия даже с биологической точки зрения таит в себе катастрофу. Столь велика эта сила воздействия одного организма на рефлексы другого, что в принципе она может нарушить течение любых физиологических функций, прервать удовлетворение неотложнейших биологических потребностей, привести к гибели»[40].

Как защитный механизм от суггестии у человека вырабатывается новое спасительное качество, а именно – недоверие, способность непослушания. Это свойство получает название контрсуггестии.

«С ходом истории, чем дальше, тем больше, человеку надо различать, чьему слову безоговорочно повиноваться, а чьему нет. Он хочет, чтобы слова ему были понятны не только в своей внушающей что-либо части, но и в мотивационной, т.е. он спрашивает, почему и зачем, и только при выполнении этого условия включает обратно отключенный на время рубильник суггестии. Он проверяет логичность внушаемого ему представления, мнения, действия, в том числе по закону достаточного основания, и, только не сумев найти нарушения правил, включает этот рубильник…

На деле контрсуггестия началась в истории с гораздо более элементарных защитных и негативных реакций на суггестию. Пожалуй, самая первичная из них в восходящем ряду - уклониться от слышания и видения того или тех, кто форсирует суггестию в межиндивидуальном общении. Это значит - уйти, удалиться.

Поршнев делает интересное замечание о том, что один из первых фактов истории Homo Sapiens'а - это его быстрое расселение по материкам и архипелагам земного шара. Первые 15 (может быть, 20) тыс. лет нашей истории - это история нашего расселения, нашего рассеяния. По сравнению с темпами расселения любого другого животного вида на земле эта дисперсия человечества по своей быстроте может быть уподоблена взрыву, буре. Сила ее была так велика, что за этот, с биологической точки зрения кратчайший, миг люди преодолели такие расстояния, такие экологические перепады, такие водные и прочие препятствия, каких ни один животный вид вообще никогда не мог преодолеть.

Людей раскидало по планете нечто специфически человеческое, - подчёркивает автор теории глоттогенеза. Невозможно свести этот акт к тому, что людям не доставало кормовой базы на прежних местах: ведь другие виды животных остались и питаются на своих древних ареалах нередко и до наших дней - корма хватает. Нельзя сказать, что люди расселялись из худших географических условий в лучшие, - факты показывают, что имело место и противоположное. Им не стало "тесно" в хозяйственном смысле, ибо общая численность человечества в ту пору (в каменном веке) была невелика. Им, скорее, стало тесно в смысле появления и развития бремени межиндивидуального давления. Судя по тому, что расселение вида Homo Sapiens происходило в особенности по водным путям - не только по великим рекам, но и по океанским течениям, - люди искали отрыва сразу на недосягаемую дистанцию, передвигались же очень малыми группами или даже поодиночке (на бревне, на группе бревен).

Во всей последующей истории индивидуальные или коллективные отселения и переселения, как на необжитые окраины, так и в другую среду были важным фактором социальной жизни. Но все же с ходом тысячелетий, с освоением ойкумены действенность простого побега все понижалась. Люди должны были оставаться в соседстве с людьми. Вероятно, в полном соответствии с этой кривой происходило рождение неизмеримо более специфических для человека средств контрсуггестии. Если невозможно вовсе не слышать звуков речи, можно их не понимать, не принимать, перекрыть фильтром. В частности, психолог может предложить именно такую гипотезу глоттогонии - происхождения множественности языков» [41]…

Сущность контрсуггестии – подчёркивает Поршнев, - состояла в развитии все более совершенных средств непонимания, непринятия речевых побуждений, в развитии ума. Но и суггестия-внушение из-за этого сопротивления себе приобретает новые качества.

Поршнев отмечает, что эта борьба суггестии и контрсуггестии породила такие социологические явления, которые направлялись на охрану силы внушения, иначе говоря, которые так же были нацелены против контрсуггестии, как последняя - против суггестии. Поэтому эти явления получают в излагаемой здесь теории название контр-контрсуггестии.

Как можно сломить недоверие, преодолеть скепсис и непослушание? Для этого есть два наиболее сильных средства: принуждение и убеждение.

Принуждение может быть как физическое, посредством насилия, так и психическое, с помощью авторитета.

Противоположность принуждению - убеждение. В известном смысле, оно тоже есть принуждение, такое, которому уже ничто не может противостоять. Убеждение тоже снимает покровы, за которыми человек мог бы укрыться от силы чужого слова. Но оно делает его покорность добровольной и созидательной: "Твои доводы меня покорили".

Убеждение можно разделить на два вида: убеждение донаучными аргументами, в том числе ссылками на земные и неземные авторитеты, и убеждение средствами науки - фактами, поддающимися проверке, и логикой.

В заключение Поршнев делает бодрый вывод: «В классово антагонистических обществах получили могучее развитие средства контр-контрсуггестии - насилие, вера, доказательство. Только последнему из них принадлежит будущее»[42], - написал он в 1971 году, не смея представить, насколько странным может показаться его прогноз для нашего времени.


 

Глава 5. Типология влияний на человека

В этом разделе речь пойдёт о том, что в психологии называется «влиянием». В традиционной психологии различают четыре способа воздействия на человека: заражение, подражание, внушение и убеждение.[43]

Допустимо сказать, что заражение и подражание - воздействуют на первую сигнальную систему и приводят к изменениям в состоянии и поведении тела; внушение и убеждение воздействуют на вторую сигнальную систему, адресуются к сознанию человека.