Международные автомобильные перевозки.

Международно-правовому регулированию автодорожного транспорта традиционно свойственны в основном негосударственные организационные формы сотрудничества. В 1909г. была основана Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (Париж). Участниками с различным статусом являются правительства, общественные организации, научные и технические общества, туристические и автомобильные клубы и индивидуальные (физические) лица. СССР (затем Россия) участвовал с 1955г.

Целями Ассоциации являются содействие техническому и т.п. совершенствованию автодорог, тесному международному экономическому сотрудничеству и обеспечению безопасности движения на международных дорогах, а также упорядочению регистрации иностранных автомобилей, пересечения границ; взаимное признание водительских прав; унификация дорожных знаков и т.п.

Ассоциация созывает обычно раз в 4 года Всемирные дорожные конгрессы. Текущая работа обеспечивается Постоянной международной комиссией, ее Советом, Исполнительным комитетом и Секретариатом.

В 1948 г. основан был Международный союз автомобильного транспорта (Женева). В нем представлены около 50 стран, включая Россию. Членами Союза являются национальные ассоциации, представляющие профессиональный автотранспорт, в том числе пассажирский, грузовой транспорт по найму, а также транспорт в частном пользовании. Органы Союза - Совет дирекции, Президиум, а также Генеральный секретариат.

Цели союза - содействие развитию международного автомобильного транспорта в интересах автоперевозчиков и экономики автотранспорта в целом, в том числе посредством подготовки рекомендаций, а также проектов конвенций. Важное место в деятельности Союза занимает проведение конгрессов, на которых принимаются программного характера решения и обращения к правительствам.

Результатом деятельности Союза стала, в частности, подготовленная им и затем принятая Таможенная конвенция 1975 года о международных перевозках грузов автотранспортом (заменившая ранее действовавшую одноименную конвенцию 1959 года) с участием СССР (России). Конвенция предусматривает международную дорожную перевозку (МДП) на основе разового единого международного гарантийного документа - книжки МДП, выдаваемой в каждой стране-участнице Конвенции национальными ассоциациями автомобильных перевозчиков. При наличии книжки МДП грузы освобождаются от уплаты на месте ввозных вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Оплата пошлин, сборов, возможных штрафов гарантируется на территории каждой страны национальными ассоциациями.

С участием Союза и под эгидой ЕЭК ООН разработаны были также:

- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ("TIR") 1956г. и Протокол к ней 1978г.;

- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973г. и Протокол к ней 1978г.;

- Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975г.;

- Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки 1970 г.;

- Конвенция о налоговом обложении дорожных транспортных средств, использованных для международной перевозки грузов 1956 г.;

- Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров 1972 г.;

- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов 1957г.;

- Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок 1970г.

Наряду с многосторонними соглашениями о международном дорожном транспорте большое применение имеют и двусторонние межгосударственные соглашения об организации пограничных контрольно-пропускных пунктов на дорогах и т.п.