Международные морские перевозки.

Международные перевозки.

 

Расширение и углубление международных экономических связей невозможно без деятельности транспорта. В последние годы значительно расширилось как участие России в работе международных транспортных организаций, так и объем международных перевозок грузов и пассажиров. В настоящее время существует множество многосторонних и двусторонних соглашений, регламентирующих различные стороны деятельности международного транспорта и определяющих условия перевозки грузов и пассажиров.

Основная роль международного транспорта состоит в обеспечении доставки грузов во исполнение внешнеэкономических сделок, то есть между двумя и более странами. Такие перевозки именуются международными перевозками или международными сообщениями. При их осуществлении типично требуют разрешения следующие правовые вопросы:

1. Получение от иностранной стороны разрешения на транспортировку.

2. Определением условий пользования иностранными транспортными путями.

Для их решения заключаются международные соглашений по перевозке транспортом различного рода. Они определяют взаимоотношения транспортных организаций, грузовладельцев и пассажиров международного сообщения. Эти соглашения включают соглашения: о таможенных формальностях, упрощение которых имеет важную роль для ускорения операций на всех видах транспорта, о налоговом режиме транспортных средств и перевозимых грузов и т.д..

Наиболее развитой является в настоящее время международно-правовая регламентация перевозок опасных грузов, что обусловлено развитием химических производств и значительным объемом перевозки опасных грузов.

Существуют две главные формы коммерческих морских перевозок: с использованием регулярно функционирующих морских рейсов - около 400 линий (по сути, картелей судовладельцев), и так называемого трампового мореходства на судах, нанимаемых (фрахтуемых) обычно на основе принятых на практике проформ договоров морской перевозки – чартеров для выполнения либо согласованного разового рейса, либо неограниченного числа свободно определяемых по направлениям рейсов нанимателем (фрахтователем) в течение определенного срока на основе так называемого тайм-чартера.

Ввиду специфики международных морских перевозок, заключающейся в использовании морскими судами для плавания отечественных и иностранных территориальных вод, морских портов, а также вод открытого моря и различных специальных морских зон, - все связанные с такими особенностями проблемы решаются в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров.

Конвенционные (договорные) международные нормы, регулирующие частноправовые отношения в области торгового мореплавания, наряду с соответствующими национальными нормами, относящимися к регулированию морского транспорта, в теории отдельными учеными рассматриваются как составляющие в совокупности - так называемое международное морское частное право.

Международные морские перевозки грузов - важнейший вид торговли услугами - регулируются следующими международными договорами:

Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций 1974г. Линейной конференцией, представляющей собой, по сути международный картель, считается группа из 2 и более перевозчиков, эксплуатирующих суда для предоставления услуг по международным линейным перевозкам грузов на определенных направлениях в обусловленных географических пределах и на основе единых тарифов на иных соответствующих условиях. Конвенция регулирует условия деятельности и сотрудничества линейных конференций разных государств между собой в целях обеспечения баланса интересов перевозчиков и грузовладельцев, а также исключения дискриминации.

Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968г. (Правила Висби).

При перевозке грузов отдельной партией (наряду с возможными другими грузами) используется особый документ - так называемый коносамент, выполняющий одновременно три функции: договора перевозки, расписки в приеме груза и товарораспорядительного документа (разновидность ценной бумаги).

Гаагские правила распространяются на перевозку морским транспортом любых грузов, кроме живых животных и палубных грузов. Правила представляют собой важнейший документ унификации правовых условий для примерно 60 государств-участников Конвенции. Предусматриваются все основные обязанности и ответственность перевозчиков по коносаментам, в том числе за утрату и повреждение грузов на основе принципа презюмируемой вины. Но при этом перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший в результате так называемых «навигационных ошибок», а также вследствие разумной девиации от курса для спасания жизни имущества на море. Оговариваются Конвенцией также пределы ответственности перевозчика по срокам (исковая давность - 1 год) и по суммам.

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) 1978 года была разработана в рамках ЮНСИТРАЛ в целях замены Гаагских правил. Вступила в силу лишь в 1992 году, и участвуют в ней еще не все государства-участники Брюссельской конвенции 1924 года. Гамбургские правила по сравнению с Гаагскими значительно более широкого охвата по регулируемым отношениям; применяются ко всем договорам о перевозках грузов, а не только по коносаментам; практически ко всем грузам, включая палубных и живых животных; ответственность перевозчика расширена, включая «навигационные ошибки», а также по сумме убытков; срок исковой давности увеличен до 2 лет.

Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа, 1974г. Конвенция предусматривает прежде всего ответственность перевозчиков (на основе принципа вины) за ущерб, причиненный здоровью пассажиров и их багажу. Установлено ограничение ответственности по размерам, а также срок исковой давности - 2 года.