Lex mercatoria: понятие, правовая природа, источники.

Чаще всего система lex mercatoria рассматривается как состоящая из двух взаимосвязанных блоков:

- «международное законодательство», включающее в себя международные договоры, решения международных организаций, общие принципы права, а также типовые законы, создаваемые в виде модели для национального законодательства.

- «международный торговый обычай», включающее в себя собственно обычаи, обыкновения, типовые контракты, общие условия, своды единообразных правил. Особое значение придается документам, которые разрабатываются неправительственными организациями для упорядочения международных коммерческих отношений, в первую очередь документам Международной торговой палаты.

При таком понимании lex mercato­ria предстает в качестве конгломерата норм и правил, разных по своей правовой природе и юридической силе. Наряду с нормами, которые являются обязательными и при отсутствии ссылки на них, в lex mercatoria включаются документы, использование которых возможно лишь на основе согласия участников внешнеэкономической сделки.

Но не только разная правовая природа препятствует объединению всех вышеназванных элементов в единую правовую систему. В тех случаях, когда речь идет о системе права, предполагается определенная взаимосвязь и взаимозависимость входящих в нее элементов, наличие определенной структуры и соподчинения составляющих ее норм. Ничего подобного в данном случае нет. Мы имеем дело с разрозненными источниками, созданными разными субъектами с различными целями, и тем более с разной сферой регулирования. Единственное, что объединяет все вышеназванные источники, это то, что в конечном итоге они направлены на упорядочение отношений в сфере международной предпринимательской деятельности.

По мнению С.В. Бахина, lex mercatoria в том виде, как она предполагалась, т.е. единой системы правовых норм для регулирования международных коммерческих отношений, не существует. Есть лишь не связанные между собой разноуровневые механизмы регулирования международного коммерческого оборота. По мнению автора, в основе концепции lex mercatoria лежит то, что оно не должно включаться ни в систему международного права, ни в состав национальных правовых систем, поскольку представляет собой особый автономный правопорядок. Самостоятельной правовой системой («третьим правопорядком») lex mercatoria объявляется в связи с тем, что создается не государством (как национальное право), не группой государств (как международное право), а непосредственными участниками международных коммерческих отношений – предпринимателями. При этом в качестве обоснования реального существования lex mercatoria приводится довод о том, что предприниматели, осуществляя коммерческие операции, несомненно полагаются на его существование

С небольшим разрывом во времени были опубликованы и получили широкое распространение два документа, которые предлагается рассматривать как воплощение на практике lex mercatoria. Один из них - Принципы международных коммерческих договоров, разработанный Институтом унификации частного права в Риме и опубликованный в 1994 г. на английском языке (далее - Принципы УНИДРУА). Другой - Принципы европейского контрактного права - был подготовлен Комиссией Европейских Сообществ и опубликован в нескольких версиях, последняя из которых - в 1998 г. (далее - Европейские принципы).

О том, что оба эти документа действительно являются воплощением идеи lex mercatoria, свидетельствуют прямые указания в текстах названных документов, где устанавливается, что они могут применяться, когда стороны международного коммерческого контракта договорились, что их контракт будет регулироваться «общими принципами права», «lex mercatoria» или аналогичными положениями.

Однако никакой легальной обязанности руководствоваться данными или сходными документами не существует. Их применение объясняется либо авторитетом их создателей, либо удобством для сторон.

В отечественной международно-правовой литературе сходные документы чаще всего именуются «рекомендательными» или «рекомендациями международных организаций». При объяснении их правовой природы подчеркивается, что они представляют собой «негосударственное регулирование», а обращение к ним предопределяется волеизъявлением сторон.

Между тем не совсем точно полагать, что государство не имеет никакого отношения к функционированию подобных рекомендательных предписаний. В тех случаях, когда их разработка происходит под эгидой ООН (ЮНСИТРАЛ), УНИДРУА, ЕС и т.д., мы не вправе не учитывать межправительственный характер названных организаций, а. следовательно. и имеющийся у них мандат на выработку унифицированных международных регуляторов. Но даже в тех случаях, когда речь идет о документах, подготовленных неправительственными организациями, мы не можем сбрасывать со счетов, что использоваться они всегда будут в тех пределах, которые санкционированы государствами.

Государство в большинстве случаев не санкционирует напрямую применение различного рода рекомендательных документов, подготовленных в рамках международных организаций и предназначенных для упорядочения торгово-экономических отношений невластного характера. Однако, признавая принципы свободы договора и автономии воли сторон, государство тем самым допускает возможность использования подобных правил в рамках своей юрисдикции.

Хотя Принципы УНИДРУА и Европейские принципы могут быть изменены сторонами, рассматривать их в качестве составной части контрактных условий нельзя, потому что установлены правила, касающиеся толкования самих унифицированных документов (Принципы УНИДРУА, ст. 1.6; Европейские принципы, ст. 1:106), и правила, относящиеся к толкованию заключенных на их основе контрактов (Принципы УНИДРУА, гл.4; Европейские принципы, гл.5). Таким образом, положения этих документов должны рассматриваться как специальные правила, созданные с целью упорядочить, привести к определенному единообразию понимание условий международной сделки.

В соответствии с этим, в той части, которая не отменена и не изменена сторонами, эти документы должны пониматься не как составленные контрагентами по сделке условия, а как избранные участниками контракта международные правила, которые они сами для себя признали обязательными. Таким образом, эти правила необходимо рассматривать как универсальные, созданные специально для регулирования отношений сторон, имеющих разную государственную принадлежность, и желающих избежать прежде всего разноречивых предписаний норм национального права с тем, чтобы их сделка регулировалась специально приспособленными для этого и обособленными от внутригосударственного права предписаниями.