II. Развитие рыночных отношений

Выделение уровней управления

Выделение управления как самостоятельного вида деятельности

Отделение управления от собственности

Смена форм собственности

Появление предприятий на которых было занято большое количество рабочих и инженеров

Новые технологии

Предпосылки выделения менеджмента как самостоятельной сферы знания

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономический “бум”.

I.Индустриальный способ организации производства. Произошел переход от сравнительно небольших ремесленных мастерских к крупному машинному производству.

Уровень подготовки инженеров и мастеров был явно недостаточным. Не отвечала возрастающим требованиям техническая и технологическая культура производственных процессов. Практическая деятельность инженеров и мастеров основывалась скорее на интуиции, чем на применении каких-либо научных методов.

Предприятия испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

По мере развития производства и экономических связей в обществе происходило усложнение управления.

III.Научная

1.Достижения в различных отраслях знания таких, как экономика, социология, психология, техника и т.д.

2.Появление группы людей (управленцев), которые стремятся быть профессионалами своей деятельности.

В США с конца XIX века при крупнейших университетах начали создаваться школы бизнеса. 1881г., Джозер Вартон: впервые разработал курс предпринимательского менеджмента для колледжа. 1886г. на ежегодном собрании американского общества инженеров выступает Генри Таун с докладом "Инженер как экономист". Менеджмент должен быть выделен в отдельную науку.
Содержание и основные положения школы научного управления.

Возникновение современной науки управления относится к концу XIX началу XX в. и связано оно со школой научного управления

Представителями школы научного управления являются:

Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт, а также Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд.

Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно “научно”, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ управленческого процесса.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором (1856–1915), которого считают основоположником научного управления производством.

Основные теоретические положения концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах:

“Сдельная система” (1895),

“Цеховой менеджмент” (1903),

“Принципы научного управления” (1911),

“Показания перед специальной комиссией Конгресса” (1912).

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Путь достижения этой цели по Тейлору– рационализация всех элементов производства: живого труда рабочих, средств труда (оборудования, машин, агрегатов, производственных площадей) и предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии).