ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ МУЗЕЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

МУЗЕЙ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

ЛЕКЦИЯ 1.

 

 

Причины появления музея.

Понятие «музей». Прагматический и философский подходы.

Социальные функции музея.

История музейного дела в системе музееведческих дисциплин.

Объект и предмет истории музейного дела.

Методы изучения истории музейного дела.

Периодизация истории музейного дела.

 

 

 

 

Причины возникновения и развития музеев связаны с деятельностью людей и детерминировано их естественными потребностями.

Потребность в музейной деятельности занимает определенное место в общей структуре потребностей человека. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что по мере развития человечества люди все больше и больше сохраняли предметы-носители социальной памяти: от амулетов, передаваемых из поколения в поколение, до более сложных культовых предметов, которые наряду с религиозным содержанием обладали и определенной эстетической ценностью.

При этом следует подчеркнуть, что потребности как универсальные побуждения человеческой активности, причастны к эволюции музейного дела во всем их спектре. Потребности человека, связанные с выживанием человеческого рода, детерминировали социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям. Потребность человека в безопасности определяла его стремление к коллекционированию и использованию достижений других народов в совершенствовании оружия. Потребность в социальных связях стимулировала обмен подарками и, по мере накопления, создание их хранилища, коллекции, способствовала появлению публичных музеев. Потребность в признании, уважении подвигла многочисленных коллекционеров открыть людям доступ в свои «святилища», передавать при жизни и завещать свое культурно-историческое богатство музеям. Потребность в самореализации побудила уникальных мастеров создавать свои шедевры специально для музеев, выдающихся ученых посвятить свою творческую деятельность научному изучению, описанию и сохранению музейных ценностей.

Особенности исторического времени накладывают определяют специфику содержания и формы реализации потребностей. Особенности экономической, политической, социальной, духовной жизни разных стран, народов, социальных общностей определяли способы удовлетворения потребности человека к познанию, к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте. Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось на протяжении длительной истории, оно также зафиксировано в музее.

Таким образом, процесс становления музея как социального института можно представить в виде сменяющих друг друга этапов:

Возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях.

Наличие общих целей того или иного сообщества. В частности, возникновение и развитие музеев происходит тогда, когда совпадают цели общества и отдельных сообществ (коллекционеров, патриотов, стремящихся сохранить культурно-историческое наследие и т.д.) и отдельных личностей.

Появление ценностей и правил поведения. С появлением музея формируется новое ценностное отношение к прошлому, объективированное в музейных предметах. Музейные специфические правила поведения являются атрибутом музейной действительности. Формирующиеся ценности и правила музейного поведения аккумулируются первоначально в общественном мнении, а затем посредством идеологии.

Ценности и музейные правила поведения закрепляются в морали и праве.

1.2. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ

Существует целый ряд определений музея, что в значительной мере объясняет сложность и многоликость данного феномена. Причина многообразия существующих определений музея – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция.

Выдающиеся люди по-разному отзывались о свойствах музея. Николай Федоров: «Музей – это учреждение, где знание неотделимо от нравственности, в нем обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них, ибо музей – храм повиновения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов». Альфонс де Ламартин: «Музей – кладбища искусств». А.В. Бакушинский: «Эпохи исторического напряжения, эпохи дерзаний не нуждаются в музеях… Молодость всякой культуры безоглядна. Лишь склоняясь к закату, культура становится всеобъемлющей и обращает взоры назад. Тогда возникает стилизация, музейно-бережное отношение к осколкам былого». А.В. Луначарский: «Музей – грандиозная памятная книга человечества».

В теоретическом музееведении наиболее популярны два подхода в определении понятия «музей»: «прагматический» и «философский».

 

1.2.1. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

Прагматическая точка зрения на феномен «музея» наиболее полно представлена в изданиях справочного характера, где музей трактуется как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов.

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации» (1996) музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».

В международной практике используется определение, разработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в Устав в 1974 году. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 году, эта дефиниция звучит следующим образов: «Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающиеся приобретением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей общества»[1].

Несмотря на множество определений понятия «музей», большинство теоретиков музееведения определяют его как социальный институт. Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенные в Российской музейной энциклопедии, музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов»[2]. Музей как социальный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению прошлого, передаче знания о нем, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

 

 

1.2.2. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

 

Философское понимание «музея» сложилось в России на рубеже XIX – начала XX века. Размышление о сущности и значимости музея в этот период наиболее полно представлено в трудах философа – утописта, русского космиста Н. Ф. Федорова: «Музей, его сущность и значение», «Философия общего дела», «Выставка 1889 года» и т.д. Центральная идея учения Н.Ф. Федорова - идея «патрификации», которая заключается в преодолении человечеством «небратского состояния» и овладении регуляцией космических сил, - реального воскрешения всех когда-либо живших поколений - «отцов».

Работы мыслителя содержат анализ происхождения музея, которое он хронологически относит ко времени пробуждения сознания человека. Возникновение музея приобретает в его учении характер всеобщей неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе – главнейшее назначение этого института. В соответствии с учением русского утописта, «идеальный» музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом, кладбищем и обсерваторией.

Музей рассматривается Федоровым как подобие вселенной, проекта, объединяющего все прошедшие поколения (отцов) с последующими (сынами). Он – объединение науки (знания), нравственности (чувства) и искусства (красоты) для общего всечеловеческого дела. Тем самым фактически обозначаются основные функции музея: воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов и «космические» исследования, нацеленные на достижение всеобщего воскрешения.

В учебном пособии «Музееведение» Э. Шулеповой понятие «музей» трактуется с позиции философии следующим образом: «Это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценности, подлежащие передаче из поколения в поколение»[3].

Формирование понятия «музей» прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов продолжаются до сих пор, что свидетельствует о сложности и многофункциональности данного феномена.