Философия Г.Гегеля.

Вершиной немецкой классической философии стала система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Система Гегеля носит сугубо рационалистический характер. Философ исходил из того, что вопреки Канту познание сути возможно. Познание носит рационально-понятийный характер ( у Шеллинга во главу угла ставится интуиция). Гегель логизирует все сущее, доказывая, чт «все действительное разумно, все разумное действительно». Природа у него – обратная сторона идеи, ее инобытие, в некотором роде, «застывшая мысль», ступень в развитии абсолютной идеи. Философия Гегеля по своей сути направлена на целое, которое есть сложная органическая, развивающаяся система. В своей основе абсолют духовен., это первооснова всего сущего, чистое бытие. Бытие просто есть. С этого Гегель начинает свою систему.

Абсолютная идея автономна от человека, истории, природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря – это процесс самопознания Абсолютного Духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания.

Ведущие принципы гегелевской системы – тождества бытия и мышления и способность духа к движению и развитию.

В философии Гегеля сущее развивается по диалектической триаде тезис-антитезис-синтез, а познание направлено на постижение истины, которая есть целое. Эти идеи были применены философом в самых различных областях философии – духа, религии, истории, природы. В основе системы Гегеля лежит фундаментальное противоречие противоположностей, в результате которого достигается их синтез.

Развитие универсально, его законы способны исследовать прежде всего логика, так как она занимается законами мышления, а они суть законы бытия.

Интересна гегелевская философия истории, утверждавшая закономерность прогресса в истории. Всемирная история предстает у Гегеля как единое целое , где нет случайных ступеней и этапов. Сложность истории связана с разнообразием человеческой деятельности, множественностью интересов, многогранностью целей, богатством вкусов, силой страстей. В истории особую роль играют великие личности, в них воплощается дух их народа и их времени. Для любого исторического сообщества характерны особый уровень культуры, состояние бытия, государственный строй, форма религии и т.д. Но для каждого временного периода характерно наличие своего исторического народа- носителя целей всемирного духа своего времени. Выполнив свою мировую духовную миссию, исторический народ уходит с арены истории и уступает место другому историческому народу.

История – «развитие духа во времени», она имеет – реализация самобытия духа, т.е. осознание и реализация свобода. Гегель выделяет три этапа всемирной истории: восточную (свободен один человек), античную (свобода меньшинства) и германскую ( осознание и реализация принципов свободы большинством).

Гегель радикально изменил предмет философии . Если для Бэкона и Декарта философия в первую очередь суть методология, а для Канат – гносеология, то Гегель возвращает философии ее начальный, греческий смысл, считая философию учением об основах всего сущего.