Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.

 

Правовое положение иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от инвестиционной политики принимающего государства. В большинстве государств, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, приняты специальные законы в данной сфере. Основной целью указанных законов является создание благоприятного правового режима для вложения иностранного капитала.

Изучение практики осуществления инвестиционной политики в странах с развитой рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что единого закона, регулирующего инвестиционную деятельность, в них не существует. Конечно, это не означает, что такого рода деятельность осуществляется стихийно. Она регламентируется группой законов, относящихся к области экономического, коммерческого, налогового, административного права, большим количеством других правовых актов. В этих актах находят отражение вопросы налогообложения, операций с ценными бумагами, статуса корпораций, ответственности сторон по коммерческим контрактам, порядка получения лицензий, взаимоотношений с кредитно-финансовыми учреждениями, административных процедур по принятию решений об осуществлении инвестиций и многое другое.

Принимающее государство определяет порядок и условия вложения иностранного капитала в страну, т.е. устанавливает правовой режим инвестиций. Наиболее распространенным является национальный правовой режим, при котором иностранные инвесторы приравниваются к национальным субъектам хозяйствования (см, например, ст. 4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», законы иностранных государств). Употребление в текстах законов слов «не менее благоприятного, чем для отечественных инвесторов» на самом деле не означает применение режима наибольшего благоприятствования. Этот режим предполагает, что иностранные инвесторы различных стран будут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому из них не будут предоставлены какие-либо преимущества. Однако национальный режим именно в такой интерпретации подчеркивает недискриминационный характер регулирования привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем говорить о национальном режиме как идентичном положению отечественного инвестора нельзя. Выше уже упоминались исключения для иностранных инвесторов в различных областях, предусмотренные российским законодательством. Если обобщить, то можно отметить, что чаще всего исключениями из национального режима для иностранных инвестиций являются следующие:

- установление специального режима в определенной области;

- запрет деятельности в определенной области;

- установление минимального или максимального ограничения доли иностранного капитала;

- установление специального фискального режима;

- установление контроля за сделками иностранного инвестора;

- проведение определенной концессионной политики.

Однако привлечение иностранных инвестиций часто основано на создании для иностранных инвесторов более благоприятных условий, что должно стимулировать их к вложению средств в экономику данного государства. Поэтому порой в отношении иностранных инвестиций идет речь о привилегированном (преференциальном) режиме. Это достигается, например, путем полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, предоставления иных льгот и преимуществ.

Государство обычно определяет следующие аспекты осуществления инвестиционной деятельности:

- правовой режим иностранных инвестиций;

- формы иностранного инвестирования;

- гарантии для иностранных инвесторов;

- льготы для иностранных инвесторов;

- способы разрешения инвестиционных споров.

Большинство государств отдают предпочтение централизованному правовому регулированию иностранных инвестиций. Например, на территории РФ непосредственно иностранным инвестициям посвящено два федеральных закона: «Об иностранных инвестициях» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Во многих государствах также на высшем уровне приняты законы об иностранных инвестициях: все государства СНГ, Монголия, Китай и др. Одновременно с этими законами имеют значение для регулирования иностранных инвестиций гражданское законодательство (о собственности, юридических лицах, ценных бумагах и т.д.), налоговое законодательство, таможенное законодательство, о валютном регулировании.

Вместе с тем некоторые государства позволяют и местное регулирование иностранных инвестиций, их поощрение с помощью собственных средств и механизмов региональными и местными властями. Так, например, в Китае инвестиции объемом ниже 30 млн. долларов США не могут рассчитывать на льготы от центральных властей, но региональные власти способны сами предоставить какие-либо льготы даже без разрешения центральных органов. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» разрешает субъектам федерации и органам местного самоуправления регулировать в рамках своей компетенции привлечение иностранных инвестиций (п. 2 ст. 3) и предоставлять им за счет своих бюджетов льготы (ст. 17).

В РФ некоторые субъекты федерации приняли свои законы в области инвестиций. Например, в Законе Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» идет речь о дополнительных по сравнению с федеральным законодательством гарантиях и льготах для инвесторов, в том числе и иностранных. В частности глава II полностью посвящена вопросам налогообложения инвесторов и предоставления им налоговых льгот. Из особенностей закона можно отметить широкую формулировку стабилизационной оговорки, которая охватывает любые неблагоприятные для инвестора изменения законодательства.

На территории Красноярского края действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Закон не направлен на поддержку исключительно иностранных инвестиций, а на привлечение любых инвестиций в экономику края. Из числа инвесторов исключены государства и межгосударственные организации. Закон предполагает адресную помощь инвесторам, осуществляющим зарегистрированные инвестиционные проекты. Из особенностей данного закона следует отметить использование термина «режим наибольшего благоприятствования» в значении преференциального режима. Статья 11 закона устанавливает ряд льгот и преимуществ для инвесторов, включая налоговые льготы, льготы по аренде недвижимого имущества, субсидии, предоставление бюджетных инвестиций и т.д., а также расширено действие стабилизационной оговорки (ст. 19 закона).

Регулирование иностранных инвестиций осуществляется и международными договорами. К сожалению, на универсальном уровне вопросы инвестирования не находят должного разрешения. Среди универсальных международных договоров наибольшее значение имеют Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 года и Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года. РФ подписала обе конвенции, но информация о ратификации и вступлении в силу есть только в отношении Сеульской конвенции.

И Вашингтонская, и Сеульская конвенции преследуют одну цель – защитить иностранного инвестора от действий государства. Если Вашингтонская конвенция предоставляет для этого независимый механизм разрешения инвестиционного спора, то Сеульская – страховое обеспечение инвестиции.

Среди многосторонних договоров, но уже регионального характера можно отметить Конвенцию о защите прав инвестора 1997 года, действующую в рамках СНГ. Конвенция устанавливает ряд гарантий для иностранных инвесторов и направлена на борьбу с дискриминацией иностранных инвесторов.

Чаще всего для обеспечения прав инвесторов государства заключают двусторонние договоры о поощрении и защите капиталовложений. РФ заключила более 40 таких договоров. Как правило, двусторонний договор имеет следующую структуру: определения, основные гарантии инвестиций, разрешение споров между инвестором и принимающим государством и заключительные положения относительно действия и применения самого договора. В целом, нормы договоров типичны, но порой имеются отдельные особенности в отношении определения субъектов инвестирования, перечня инвестиций, перечня гарантий, порядка разрешения споров