Имидж как социальный стереотип

В практической жизни имидж теснейшим образом связан с имеющимися в обществе социальными стереотипами. Во-первых, он сам есть разновидность стереотипа. Во-вторых, в процессе формирования имиджа участвуют множество стереотипов.

Стереотип в переводе с греческого языка означает «твердый отпечаток». В психологии термин «социальный стереотип» определяется как относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (личности, группы людей, события). (Е.В. Змановская. Руководство по управлению личным имиджем/Е.В. Змановская. – СПб.: Речь, 2005, стр. 11). Среди форм социальных стереотипов могут быть: ритуалы, обобщенные представления, устойчивые предписания и запреты, социальные ярлыки, общественное мнение, доминирующие ценности.

Ученные У. Липман, Д. Теджфел отмечают следующие черты стереотипа и имиджа:

1. Стереотип обобщает явления, имидж подчеркивает специфику, уникальность явлений;

2. Стереотип - это устойчивое представление о явлении, сохраняющееся без изменения на протяжении жизни целых поколений, имидж изменчив;

3. Стереотип воспринимается индивидом в процессе социализации в готовом виде, имидж задает основное направление образа, которое дорабатывается в соответствии с социальным опытом личности. (Г.В. Лысенко. Управление общественными отношениями: Учебное пособие./ Г.В. Лысенкою – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004, стр. 32).

Среди наиболее устойчивых социальных стереотипов, участвующих в процессе формирования имиджа можно выделить следующие:

Гендерные стереотипы: женщины - слабый пол; женщина – хранительница семейного очага; все женщины хотят одного – выйти замуж; мужчины- сильный пол, мужчины должны руководить и т.п.;

Возрастные стереотипы: все дети – чисты душой; все подростки – «трудные»; пожилые люди – консерваторы; старики – ворчуны и т.п.;

Этнические стереотипы: американцы – честолюбивы; прибалтийцы – медлительны; англичане- консервативны; японцы – трудолюбивы; французы – любвеобильны; русские – щедрые душой и т.п.

 

В процессе формирования и развития имиджа применяются стереотипные эффекты:

Эффект первичности - состоит в том, что информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Первое впечатление создается, как правило, за 10-15 минут знакомства и зачастую имеет решающее значение для личного имиджа. Если первое впечатление о личности благоприятно, то дальнейшее поведение несколько переоценивается, его ошибки порой не замечаются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт человека вопреки его реальным позитивным поступкам;

Эффект последнего впечатления. Данный эффект срабатывает по отношению к хорошо знакомым людям. В соответствии с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.

Эффект ореола (гала-эффект). Сущность этого эффекта заключается в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации. Так, если мы получаем какую-либо волнующую нас информацию о человеке, к примеру, о его судимости или недостойном поступке, то у нас формируется доминирующая отрицательная установка, занижающая реальные достоинства этой личности.

Эффект социального контекста. Суть данного феномена – личность на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее.

Эффект бумеранга - перекликается с другим известным народным наблюдением: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относится к человеку так, как он относится к ним.

Эффект повторения напоминает – то, что часто повторяется, воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Отсюда, люди чтят семейные традиции, учат детей следовать заветам предков, хранят семейные реликвии т.п.

Все перечисленные эффекты активизируются в условиях дефицита информации.