Джон Локк.

Томас Гоббс.

Историзм Томаса Гоббса и Джона Локка.

1) Логика рассуждения в концепции человеческой природы привела Гоббса от утверждения равенства способностей и притя­заний к начертанию гипотетического образа безудержной войны всех против всех, а затем — через обнаружение пагубности и не­выносимости такой войны — к обоснованию того, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, тол­кающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума.

Что раньше появилось общество или его законы?

Люди стали людьми обособившись от животного мира.

2) Возникновение общества и государства.

Первая ступень развития общества.

Был акт общественного договора. Но это не зафиксировано и не доказано.

Суть Общественного договора – люди передали часть своей свободы кому-то, а взамен они получили некие гарантии, взаимные обязательства.

В государстве происходит раздел функций.

3) О формах правления.

Монархия – естественная форма правления. Один властвует и происходит сохранение религии.

Гоббс, считает, что сама правильная форма правления. Остальные же – это отход от общественного договора.

Он ставит знак равенства между свободами человека и собственностью.

Считал, что собственность бывает не только материальная, но и духовная.

Считал, что право на собственность это неотъемлемое право человека.

Право человека на революции и восстания.

Это право также вытекает из теории общественного договора. Если король плохо выполняет свою функцию, обязательства перед народом, то народ тоже имеет право не выполнять свои.

Лучше всего, конечно же, избегать революции и восстания. А для этого и народу надо соблюдать правила общественного договора. А для этого надо распространять философские и исторические знания.

Локк согласен с идеями Гоббса, но он делает другие выводы. Локк критиковал монархию как абсолютную форму правления.

Он выделил два вида монархии: парламентскую и абсолютную. Предпочтение она отдавал первой форме монархии. Предпочтение она отдавал первой форме монархии.

Есть мнение о том, что именно Локк заложил идеи о разделении властей, а не Монтескье.

Считал, что абсолютная монархия находится над законом, а значит, для монарха нет преград, которые смогли бы сдерживать его страсти. Следовательно, монарх вне общества и вне правил. Только бог может быть вне общества.

Вывод такой: нужна монархия, которая контролирует и обременяет нормами закона монарха.

Две ветви власти:

- исполнение закона (монарх);

- написание закона (парламент).

Его философские воззрения были хорошо подкреплены историческими знаниями.

Считал, что у всех народов мира разные ценности. А это говорит о том, что всеобщей нравственности не может быть и речи.

Религия по Локку.*

Писал, что есть народы, у которых нет никакого представления о боге.

Энтони Эшли Купер Шефтсбери (англ. Anthony Ashley Cooper, 3rd Earl of Shaftesbury) (26 февраля 1671, Лондон — 4 февраля 1713, Неаполь) — английский философ, писатель и политик, деятель просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трёх томах «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», посвященных этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам.

Он дискуссировал с Гоббсом и Локком. Отрицал их попытки вывести нравственность из ощущений.

Считал, что нравственность – это самостоятельное явление, которое не зависит от религиозных норм и ощущений. Чувство прекрасного - связанно с наслаждением.

Об обществе.

Человек испытывает больше всего удовольствия, когда делает добро.

В обществе, как и во всем Мире, борются два начала: добро и зло.