Трактовка множественности течений Просвещения.
Каждая страна подверглась влиянию Эпохи Просвещения. Следовательно, в каждой была эта Эпоха по-своему воспринята и т. д. Это говорит о множественности трактовок Просвещения. Но надо учесть то, что не каждый народ выдвигал свои идеи Просвещения. Какая-нибудь страна, например, могла поддерживать идеи французского Просвещения, а какая-то английского.
Автор Андесталь: « О литературе, рассматривает в связи с общественными отношениями» (история литературы).
Идеи:
1) Просвещение было у каждой страны, но было и много течений. Идеи Просвещения во Франции происходили из идей английских и голландских философов.
2) Развитие этой идеи идет от М. Андесталь. Но не было ни аргументов, ни анализа:
«Просвещение в национальном контексте» изд. Кембридж, 1981 год, авторы Рой Портер и Миколас Тейх.
А) Традиционная французская ориентация при трактовке Просвещения – это изучение-заблуждение.
Б) Считается, что если проанализировать философский смысл идей XVIII века в разных странах, то можно констатировать, что было высокое и низкое Просвещение.
Высокое Просвещение доступно узкому кругу людей, а низкое доступно массам.
В) Географическое положение и социальная ориентация. Это то, на кого ориентировалось Просвещение. И выражалось это в языке, стилистике написания.
Портер считал, что по этим параметрам Просвещение разных стран отличается.
Г) Идеи Просвещения – идеи вседозволенности. Мир без бога безнравственен. И это минус Просвещения.
Д) Исследователи Просвещения считали, что у него нет национальной принадлежности. Просветители считались «гражданами Мира», космополитами и не патриотами. Так происходило, потому что они проповедовали общечеловеческие моральные качества. Мировые интересы считали космополиты важнее, чем интересы государства. А патриоты считали наоборот.
Е) Если учесть схожесть Просвещения в разных странах, то получается, что на индивидуальном уровне оно все так различается. Почему так? Аргументировал это Портер.
Одни страны | Другие страны |
Просветители это: - научная элита; - ученые; - учителя. Просвещение в этих странах выступало как оппозиция. Просветители находятся вне государства. | Просветители это: - деятели церкви; - члены правительства. Они находятся не в оппозиции. То есть просветители находятся внутри государства, как его часть. |
Нельзя отождествлять Французское и Мировое Просвещение.*
Ж) С каких же все-таки позиций стоит изучать Просвещение? ( Портер)
1. Учитывать социальную среду. Понимание особенностей идей
2. Учитывать политическую среду. Просвещения.