Лекция №10

Контроль результатов обучения

Функция: образовательная (коррекция), воспитательная (работать систематически), развивающая (умение работать самостоятельно).

Формы контроля:

1. Способ организации:

· Индивидуальный.

· Дифференциальный.

· Групповой.

· Фронтальный.

2. Способ подачи информации:

· Устный.

· Письменный.

· Эксперимент.

Виды контроля:

· предварительный,

· текущий, тематический,

· итоговый.

Текущий контроль – течение всего урока, в течение всей темы.

Итоговый контроль – конце года или в конце курса.

Индивидуальный контроль – наиболее полноценный метод контроля проверяются не только знания, но и развитие речи, умение аргументировать, вычленять главное и т.д. При опросе сначала вопрос, затем фамилию

Недостатки индивидуального вопроса: требуется много времени. Опрос можно уплотнить: вызвать к доске сразу несколько человек. В это время надо опрашивать класс с места.

Комбинированный опрос (устный + письменный, затем выдать карточки) – уплотненный опрос + работа по карточкам. Вызвать к доске, выдать карточки, затем опрос с места. На карточках вопрос формулировать четко, вопросы на карточке не должны дублировать вопросы у доски и в классе. Карточки не забыть собрать. Или сразу назвать оценку, или сказать, что к следующему занятию проверите. Плюс этих опросов: большая экономия времени. Основные ошибки: забываете сообщить оценки, диалог ученика и учителя ведется чуть ли не шепотом. Если ответ откровенно слабый, не надо из него вытягивать этот ответ, лучше вызвать другого ученика, а этому предложить пересдать.

Фронтальный опрос (фронтальная беседа). Вопросы четко формулируются и требуют краткого ответа. Оценка выставляется за несколько ответов, следовательно, необходим четкий контроль всех ответов. Может быть самостоятельный вид опроса, или дополнительный. Например, при уплотненном опросе. Он должен проходить в хорошем темпе.

Зачет – это метод проверки в старших классах. Может быть устный, дифференцированный и т.д. Обычно проводится в конце темы. Сообщают о сроках проведения заранее и сообщают заранее вопросы. При изучении темы класс разбит на группы (по 3-4 человека ). На каждом уроке группы задают друг другу вопросы или учитель задает вопросы, а группы отвечают. Каждый вопрос имеет свою цену (жетоны). На зачете группа имеет право выкупить любой вопрос. Если они могут выкупить половину вопросов, зачет ставится автоматом.

Зачет в форме ромашка. Класс разбивает на группы (5-7 человек), в каждой группе выбирается проверяющий. Заранее выдаются вопросы. Накануне учитель собирает проверяющих и они обсуждают ответы на все вопросы. На самом зачете класс сидит группами. На столе ромашка. Количество лепестков = количеству вопросов. Лепестки пронумерованы. 1 или 2 кубика. Первый ученик бросает кубик и отвечает на тот вопрос, который ему выпал. Проверяющий исправляет, дополняет, оценивает. Номер на лепестке закрывают. Далее затем кидают кубик. Плюсы: опрашивается весь класс, ребенок отвечает на 5-7 вопросов, слышит ответы на все вопросы, т.е. проговаривается вся тема.

Экзамен– это метод заключительной проверки. В 9, 11 – выпускной, в 8, 10 – переводной. К экзамену химкабинет специально готовят: выставляют все реактивы. Оборудование, схемы, таблицы. Перед экзамен обязательно консультация. Главная цель консультации – показать и рассказать где что в кабинете находится, ответить на вопросы. Если ребенок выбрал себе экзамен по билетам, нужно приготовить 15 экспериментальных опытов, 15 задач (если 30 билетов).

Письменная проверка результатов обучения. К методам письменной проверки результатов относится: контрольная работа (40-45 минут). Проверочная (10-15 минут), письменное домашнее задание, тест, ЕГЭ. Контрольная работа на целый урок. Не чаще одного раза в четверть. Две контрольные работы в один день по разным предметам нельзя. Следовательно, необходим график которая хранится в школе и является документом отчетности. Может быть проверена всеми вышестоящими организациями. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, на тетради можно указать номер стола. Содержание контрольной работы должно охватывать весь наиболее важный материал темы. Задания могут быть: вопросы, задачи, тестовые задания, графические задания и т.д. Задания могут быть на доске или на карточке. Перед работой маленький инструктаж как выполнять работу. За 5 минут сообщить о конце урока. За минуту до конца урока собрать работы. Проверку осуществлять к следующему занятию. Ошибки только подчеркивать, указывать не надо. На следующем уроке разбор, работа над ошибками: выбрать наиболее сложные задания, которые не решило большинство и прорешать их на доске. Или каждый делает работу над ошибками самостоятельно. Он умеет право проконсультироваться у учителя или с отличником. Работа над ошибками проводится в классе, но разбираются задания аналогичные в контрольной, при этом работает весь класс.

Самостоятельная работа. Это работа на 10-15 минут каждый урок без предупреждения.

Тесты.Это краткие стандартизированные задания. По результатам о выполнении которых можно судить о знаниях, умениях и навыков испытуемого. Как правило, выполнение тестов ограничено во времени. При составлении тестов вы должны четко представлять, что вы хотите проверить этим тестом. Если вы хотите выявить слабых учеников, тест должен быть легким. Если нужно отобрать сильных учеников на олимпиаду – сложным. Тест должен обладать высокой валидностью (показывает, что измеряет тест и на сколько хорошо). Контроль с помощью наборов тестов должен удовлетворять двум видам валидности: содержательной и функциональной. Содержательная валидность связана с предметными знаниями, поэтому задания должны охватывать все основные единицы изучаемого материла. Экзаменационный билет обладает низкой содержательной валидностью, чтобы её повысить, нужно прибавить вопросы. О функциональной валидности судят по достижению поставленных целей обучения. При подготовке письменных тестов используют две формы введения ответа. Это самостоятельное составление (конструирование) ответа и выборочный тип ответа. Самостоятельное конструирование ответов в ряде случаев ведет к необъективной оценке. Задания с выборочным типом ответов критикуют за подавление свободы творчества, а также предъявление неправильного ответа может вести к его запоминанию. Важно, чтобы выборочный тип ответа использовался только в двух случаях: когда для выбора даны такие и только такие ответы, которые представляют собой конкретный ответ, причем ребенок должен знать число конкретных правильных ответов. Когда ни один ответ не предусматривает его усвоения (цифра, число).