Доводочные макеты

С помощью доводочного макета отрабатывается опти-мальный вариант решения из числа полученных в процес-се поиска. Строится макет либо на основе одного из поисковых макетов, либо специально.

Выбор материала и конструкция макета зависят от того, какая задача стоит перед дизайнером. Систематизация поверхностей стен сложной формы обычно проводится на пластилине. Технологичность формы изделия, образованной гнутыми поверхностями, может проверяться с помощью бумажного макета. Отработку форм монолитных конструкций целесообразно вести на гипсовых макетах. Определить же перемещения трансформируемых элементов формы, добиться полного взаимодействия его частей помогают макеты из составных материалов, пластмассы, металла, сохраняющие в процессе трансформации размеры и основные геометрические характеристики этих элементов. Распространенный вид доводки - систематизация поверхностей пространственных решений с учетом условий зрительного восприятия. На специальных пластилиновых макетах проводится своего рода конструирование форм, образуемых несколькими сопрягаемыми поверхностями. С помощью геометрических систем построения сложных поверхностей проверяется качество сопряжений. Найденные решения подлежат теоретическому уточнению, поскольку качество сложной поверхности ухудшается даже при незначительных отклонениях от выбранной геометрической системы построения. То есть доводочные макеты используются не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чертежей деталей и узлов, технологической оснастки и др.

Другой распространенный вид доводочного макета - бумажный, изготовление которого не требует специального оборудования и сложных навыков работы. К бумажному макету прибегают тогда, когда форма изделия составлена из относительно несложных цилиндрических и плоских поверхностей. Обычно он выполняется составным, что поз-воляет по отдельности отрабатывать каждый элемент, использовать различные сочетания элементов. С помощью бумажного макета решаются достаточно сложные задачи, связанные с функционированием будущего пространства. Достигается это изготовлением макетов, в которых элементы могут перемещаться друг относительно друга (скольжение, поворот, вращение). С бумажными макетами можно совершать всевозможные манипуляции, моделируя процесс использования форм (встраивание в предметные комплексы, сборка-разборка и т.д.). Необходимые для этого прочность и жесткость обеспечиваются конструкционными свойствами плотной бумаги (картона), из которой можно выклеивать оси, петли, ребра и т.п.

Технология изготовления бумажных макетов наглядно иллюстрирует промышленную технологию получения формообразующих элементов и их деталей. Способы получения разнообразных разверток и раскроя заготовок, количество необходимого материала, технологические приемы формообразования - все это можно отработать на бумажных макетах. Бумажные макеты используются в основном в качестве рабочего материала и не предназначены для широкой демонстрации. Связано это с трудностями изготовления макетов с хорошими демонстрационными качествами, с их недолговечностью и неудобством транспортировки и хранения. Поэтому желательно фотографировать макеты на черном фоне, с подсветкой во всех видоизменениях, заложенных в их конструкцию.

Разновидностью доводочного макета является посадочный макет, выполненный в виде деревянного каркаса (может быть обшит фанерными или пластмассовыми панелями). Посадочный макет точно воспроизводит объемно-пространственную структуру технически сложных изделий (выставочных макетов, демонстрационных элементов оборудования, мебели и т.д.) и применяется как средство проверки проектных предложений на натуре. Создать условия, максимально приближенные к реальным, помогают простота конструкции макета, возможность быстрой переделки. Посадочный макет дает также возможность проводить разнообразные измерения (антропометрические, конструктивные и др.), подбирать и проверять в процессе разработки рабочих чертежей конструкционные и отделочные материалы, отрабатывать цветографическое решение объекта.

 

Проектно – графическое моделирование.

Это выражение проектного замысла, инструмент мыслительной деятельности дизайнера. Графика обеспечивает переход от мысленного эксперимента с образом проектируемого пространства.

В основе проектно - графического моделирования лежит несколько принципов:

· Соответствие графической формообразующей среды содержанию проектной идеи;

· Вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска;

· Систематичность и логическая последовательность.

Соответствие графической формы содержанию проектной идеи – принцип всякого рисунка, в том числе и проектно – графического.

 

Типы проектно – графических изображений.

В качестве основных типов проектно – графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

· Контурные (линейные);

· Контурно-тональные (смешанные);

· Живописно-тональные (преимущественно тональные).

Основное изобразительное средство контурного наброска – линия. Она служит средством выражения объёма и пространства и проявляется в бесконечных вариациях Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой, «трепетной», «воздушной», «стремительной». Но какими бы различными не были линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота.

В контурно – тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее изобразить объём, пространство, цвет и фактуру.

Поисковый рисунок

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но несколько в ином плане.

Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершённой и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения.