Проектный анализ.

Это система мер, обеспечивающих адекватное отражение дизайнерских идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования.

Стремление к улучшению проектного предложения заставляет автора в течение всего периода проектирования постоянно проверять и перепроверять – достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли впечатление возникает у потребителя в процесе его эксплуатации, поскольку порядок действий проектировщика при воплощении проектной концепции весьма далёк от простого механического перебора чертёжных и расчётных операций.

Для успешного проектного анализа в распоряжении проектировщика должны находится средства, позволяющие шаг за шагом сверять получившиеся с первоначальными идеями, и если надо - вносить исправления. Эти средства должны включать инструменты эстетического контроля соответствия результатов выполнения рутинных проектных операций (расчерчивание и образмеривание условных проекций, прорисовка деталей и фрагментов целого и т.п.) исходным предложениям и меры по исправлению допущенных ошибок.

Вместе они составляют методологию проектного анализа, т.е. набор эмпирических советов и правил, позволяющих автору:

· Отойти, «отвыкнуть» от непрерывной работы над проектом, посмотреть на него свежим, непредвзятым взглядом;

· Сверить проделанное с внутренне сформулированной творческой задачей, найти объективные и случайные отступления от намеченной «идеальной цели»;

· Проанализировать «формальные» качества работы: гармоничность, колористическую согласованность, ритмические и пропорциональные связи и закономерности;

· Выбрать меры по исправлению недочётов или разработать способы усиления положительных впечатлений.

Большинство приёмов пректной проверки – от простейшего правила «отставить доску», чтобы взглянуть на неё целиком, до обязательности максимально полного моделирования предполагаемых натурных впечатлений графическими средствами, (построение и отмывка теней, иллюзорное воспроизведение цвета и фактуры материала, внесение в чертёж или макет «масштабных указателей» - изображённых в масштабе проекции людей, машин, прорисовка антуража).

Проектировщику надо уметь представлять любой целостно задуманный проектный объект в виде предельно упрощённых условных схем, иллюстрирующих «частные» формальные или содержательные стороны проектного замысла, например, в виде обобщённых композиционных схем. В процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конструкциями, наборами оборудования исходная идея часто искажается, заслоняется случайными впечатлениями и подробностями. Поэтому время от времени имеет смысл по уже наработанным материалам проекта составлять условные схемы взаимосвязей композиционных элементов получающейся структуры, разбивая её на содержательные уровни: пространственная композиция (акцентно – доминантный строй комплекса), композиционные системы отдельных предметно-пространственных или декоративно-художественных фрагментов и т.д.

Условные композиционные схемы помогают избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняют автору положительные и отрицательные стороны его идей, дают импльс к их развитию.

Другой приём – составление схем масштабной координации как на базе общих проекций объекта или комплекса, так и для его фрагментарных предметно-пространственных сочетаний. Представляя, какие принципиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» мастаб) должен получить зритель от восприятия всего проектируемого пространства, какие его компоненты должны осуществлять предполагаемые связи объекта с потребителем (тактильные контакты, подробное восприятие полной системы масштабных состояний, укрупнённые общие ощущения), автор может нацеленно вносить необходимые преобразования в масштабный, а следовательно и в композиционный строй своего произведения.

 

Проектно аналитические действия могут рассматривать раздельно архитектурную ситуацию, предметный комплекс и среду в целом.

 

Исследуемые особенности проекта · Оригинальность; · Масштабность; · Тектоническая организация; · Эмоциональный строй.  
Объекты анализа · Дизайн-концепция (функционально-пространственная организация процесса); · Архитектурно-художественная идея (предметно-пространственная композиция); · Элементы композиции (архитектурно-дизайнерские «темы»).
Приёмы и методы выполнения анализа. · Графическое завершение проекта; · Составление дополнительных проекций, моделей и изображений; · «отстранение»визуального решения – составление условных аналитических схем (композиционная структура, соотношение масштабных уровней, ритмическая организация, колористический анализ и т.д.).  
Варианты потенциальных ошибок. · Технические (технологические); · Организационные; · Декоративные несответствия; · Искажение образа.  
Направления завершения проекта. · Исправление композиции; · Гармонизационные мероприятия; · Уточнение художественной задачи.  
Ресурсы совершенствования проекта. · Технология функциональных процессов; · Материалы и оборудование; · Организационно-пространственная схема; · Декоративные предложения.
Основные пути совершенствования проектных предложений. · Введение «доминантной темы»; · «Доводка» доминанты; · Перестройка акцентного комплекса; · Целенаправленная корректировка исходных визуальных форм (стилизация, индивидуализация, работа с цветом, исправление пропорций и т.д.) · Масштабная координация.