Проектный анализ.
Это система мер, обеспечивающих адекватное отражение дизайнерских идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования.
Стремление к улучшению проектного предложения заставляет автора в течение всего периода проектирования постоянно проверять и перепроверять – достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли впечатление возникает у потребителя в процесе его эксплуатации, поскольку порядок действий проектировщика при воплощении проектной концепции весьма далёк от простого механического перебора чертёжных и расчётных операций.
Для успешного проектного анализа в распоряжении проектировщика должны находится средства, позволяющие шаг за шагом сверять получившиеся с первоначальными идеями, и если надо - вносить исправления. Эти средства должны включать инструменты эстетического контроля соответствия результатов выполнения рутинных проектных операций (расчерчивание и образмеривание условных проекций, прорисовка деталей и фрагментов целого и т.п.) исходным предложениям и меры по исправлению допущенных ошибок.
Вместе они составляют методологию проектного анализа, т.е. набор эмпирических советов и правил, позволяющих автору:
· Отойти, «отвыкнуть» от непрерывной работы над проектом, посмотреть на него свежим, непредвзятым взглядом;
· Сверить проделанное с внутренне сформулированной творческой задачей, найти объективные и случайные отступления от намеченной «идеальной цели»;
· Проанализировать «формальные» качества работы: гармоничность, колористическую согласованность, ритмические и пропорциональные связи и закономерности;
· Выбрать меры по исправлению недочётов или разработать способы усиления положительных впечатлений.
Большинство приёмов пректной проверки – от простейшего правила «отставить доску», чтобы взглянуть на неё целиком, до обязательности максимально полного моделирования предполагаемых натурных впечатлений графическими средствами, (построение и отмывка теней, иллюзорное воспроизведение цвета и фактуры материала, внесение в чертёж или макет «масштабных указателей» - изображённых в масштабе проекции людей, машин, прорисовка антуража).
Проектировщику надо уметь представлять любой целостно задуманный проектный объект в виде предельно упрощённых условных схем, иллюстрирующих «частные» формальные или содержательные стороны проектного замысла, например, в виде обобщённых композиционных схем. В процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конструкциями, наборами оборудования исходная идея часто искажается, заслоняется случайными впечатлениями и подробностями. Поэтому время от времени имеет смысл по уже наработанным материалам проекта составлять условные схемы взаимосвязей композиционных элементов получающейся структуры, разбивая её на содержательные уровни: пространственная композиция (акцентно – доминантный строй комплекса), композиционные системы отдельных предметно-пространственных или декоративно-художественных фрагментов и т.д.
Условные композиционные схемы помогают избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняют автору положительные и отрицательные стороны его идей, дают импльс к их развитию.
Другой приём – составление схем масштабной координации как на базе общих проекций объекта или комплекса, так и для его фрагментарных предметно-пространственных сочетаний. Представляя, какие принципиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» мастаб) должен получить зритель от восприятия всего проектируемого пространства, какие его компоненты должны осуществлять предполагаемые связи объекта с потребителем (тактильные контакты, подробное восприятие полной системы масштабных состояний, укрупнённые общие ощущения), автор может нацеленно вносить необходимые преобразования в масштабный, а следовательно и в композиционный строй своего произведения.
Проектно аналитические действия могут рассматривать раздельно архитектурную ситуацию, предметный комплекс и среду в целом.
Исследуемые особенности проекта | · Оригинальность; · Масштабность; · Тектоническая организация; · Эмоциональный строй. |
Объекты анализа | · Дизайн-концепция (функционально-пространственная организация процесса); · Архитектурно-художественная идея (предметно-пространственная композиция); · Элементы композиции (архитектурно-дизайнерские «темы»). |
Приёмы и методы выполнения анализа. | · Графическое завершение проекта; · Составление дополнительных проекций, моделей и изображений; · «отстранение»визуального решения – составление условных аналитических схем (композиционная структура, соотношение масштабных уровней, ритмическая организация, колористический анализ и т.д.). |
Варианты потенциальных ошибок. | · Технические (технологические); · Организационные; · Декоративные несответствия; · Искажение образа. |
Направления завершения проекта. | · Исправление композиции; · Гармонизационные мероприятия; · Уточнение художественной задачи. |
Ресурсы совершенствования проекта. | · Технология функциональных процессов; · Материалы и оборудование; · Организационно-пространственная схема; · Декоративные предложения. |
Основные пути совершенствования проектных предложений. | · Введение «доминантной темы»; · «Доводка» доминанты; · Перестройка акцентного комплекса; · Целенаправленная корректировка исходных визуальных форм (стилизация, индивидуализация, работа с цветом, исправление пропорций и т.д.) · Масштабная координация. |