Предпроектный анализ.

Тема 14

Суть методики предпроектного анализа в дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Первый этап – обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать.

Техника этого этапа – изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.

Второй этап – когда проектировщик ставит себе задачу проблематизации задания. Её смысл – восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущего существования объекта и эксплутационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием следующего смыслового этапа:

Третий этап – тематизация (выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, которая предусматривает перебор таких решений, отнесённых к реальным слагаемым проектируемого комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д.

Завершает предпроектный анализ сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы прблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного.

Четвёртый этап – дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее прстранство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» для гигантского супермаркета, «коммуникации на - фасаде» в здании центра Ж. Помпиду в Париже и т.д.

Предпроектный анализ с равным успехом применяется и для объектов, имеющих прототипы и аналоги, и для тех, что появляются в проектном деле впервые, только для последних приходится особым образом обрабатывать исходную информацию. Например проводить системный поиск – перебирая известные способы технологических решений проблемы составлять их в типологические системы. Тогда выявленные в них «пустые» ячейки типологического ряда могут стать базой нестандартных дизайнерских идей. Существует и проблемный вариант формирования дизайн-концепции без прототипов – обусловленный новаторским видением прблем проекта и разработкой новых идей их решения. Например, внедрение новых материалов, конструкций, технологий, порождающих нетрадиционные формы дизайнерских объектов.