Разборка грунтов скреперами.
Разработка грунтов бульдозерами.
С помощью бульдозера выполняют землеройно-транспортные и планировочные работы при перемещении грунта на расстояние до 100 м. Рабочим органом бульдозера служит отвал с ножом, который вместе с толкающей рамой навешен на трактор. Во время работы бульдозера опущенный на поверхность забоя отвал срезает ножом стружку грунта и перемещает его перед собой. При обратном ходе отвал поднимается.
Бульдозеры целесообразно применять для разработки котлованов небольшой глубины (до 2 м) и возведения насыпей высотой 1-1,5 м в грунтах I;II и III групп. Грунты III группы (кроме песка) предварительно разрыхляют.
Бульдозеры классифицируют:
– по тяговому классу на:
· малогабаритные;
· лёгкие;
· средние;
· тяжёлые;
· сверхтяжёлые;
– по способу установки отвала на:
· неповоротные (простые);
· поворотные (универсальные).
У неповоротных отвал установлен под постоянным углом 90° к продольной оси трактора, поэтому он может перемещать груз только вперед.
У поворотных отвал поворачивается до 60° к продольной оси и в вертикальной плоскости до 5-12°, что позволяет сдвигать грунт и в сторону.
Рис.4.2. Бульдозер с неповоротным отвалом: а) – вид сбоку; б) – вид сверху; 1 – отвал; 2 – раскосы; 3 – гидроцилиндры подъема отвала; 4 – толкающие брусья. | Рис. 4.3.Бульдозер с поворотным отвалом: а) – вид сверху; б) – вид спереди; 1 – отвал; 2– гидроцилиндры; 3 –универсальная толкающая рама; 4 – подвижные раскосы; 5 – шаровой шарнир. |
Работа бульдозера носит цикличный характер. Рабочий цикл состоит из следующих операций: резания, перемещения и разгрузки грунта и холостого хода.
Бульдозеры разрабатывают площади преимущественно траншейным и послойным способами.
Рис.4.4. Траншейный способ разработки грунтов бульдозером: а) – план строительной площадки; б) – разрез; 1) – валы; 2) – бульдозер. | Рис.4.5. Послойный способ разработки грунта бульдозером: а) – план строительной площадки; б) – разрез. |
Скрепер – это самоходная или прицепная землеройно-транспортная машина, рабочим органом которой является ковш на пневмоколесах, снабженный в нижней части ножом для срезания слоя грунта.
Различают скреперы:
– по конструкции:
· прицепные;
· полуприцепные;
· самоходные;
– по объёму ковша:
· малой ёмкости до – 5 м3;
· средней ёмкости – 5-15 м3;
· большой ёмкости – более 15 м3;
– по способу разгрузки:
· со свободной разгрузкой (наклоном ковша вперед или назад);
· с принудительной разгрузкой (путём движения задней стенки ковша в сторону выгрузки).
Скреперы предназначаются для послойной разработки грунтов и их транспортирования к месту укладки в насыпи или отвалы, с отсыпкой и планированием слоя заданной толщины.
Толщина срезаемой стружки грунта в зависимости от типоразмера скрепера составляет 0,12-0,35 м, а толщина отсыпаемого слоя 0,15-0,55 м. Скреперы применяют при разработке грунтов до IV-й группы включительно, не содержащих крупных (300-600 мм) каменных включений. При этом плотные и тяжёлые грунты разрабатывают с применением трактора-толкача или их предварительно разрыхляют при помощи рыхлителей и бульдозеров с зубьями на отвале. Скреперы не применяют для работы на заболоченных участках и участках со значительным количеством валунов, а также для разработки переувлажнённых грунтов и сыпучих песков, так как производительность скрепера в этом случае резко снижается. Пределом экономически целесообразной дальности транспортирования грунта считается: для прицепных к гусеничным тракторам скреперов 300-500 м и для полуприцепных и самоходных скреперов с быстроходными пневмоколёсными тягачами до 2-4 км.
Скреперы применяют для выполнения следующих видов земляных работ:
а) разработки каналов, с отвозкой грунта в насыпь или кавальер;
б) устройства подушек для оросителей с разработкой и транспортированием грунта из боковых резервов;
в) разработки выемок с продольным перемещением грунта в насыпь;
г) возведения насыпей, дамб, каналов, плотин;
д) планировки орошаемых земель с перемещением грунта с повышенных участков в пониженные;
е) срезки и перемещения растительного слоя грунта при подготовке оснований под дамбы каналов, земляные плотины, оградительные валы и т.п., а также вскрышных работ в карьерах;
ж) разработки крупных котлованов и траншей.
Рис.4.6. Полуприцепной скрепер с одноосным тягачом:
1 – ведущий мост тягача; 2 – одноосный тягач; 3 – ковш; 4 – днище ковша с ножами; 5 – задняя стенка; 6 – заслонка; 7 – передняя рама; 8 – буфер; 9 – гидравлические цилиндры выдвижения стенки; 10 – подъёмные цилиндры; 11 – хобот; 12 – гидроцилиндры поворота скрепера.
Эффективность работы скреперов в значительной степени зависит от принятой схемы их движения в рабочем цикле. При выборе схемы движения скреперов необходимо учитывать длину забоя и длину пути разгрузки ковша, а также число поворотов скрепера в одном рабочем цикле. Длина забоя должна быть достаточной для загрузки ковша, длина пути разгрузки - достаточной для полной его выгрузки, а число поворотов скрепера должно быть минимальным.
В зависимости от размеров насыпи или выемки, расположения мест разработки и отсыпки грунта могут быть применены схемы движения скреперов приведённые на рис. 4.7.
Рис.4.7. Схемы движения скреперов:
а) – по эллипсу; б) – по восьмёрке; в) – по зигзагу; г) – по спирали; д) – челночно-поперечная; е) – челночно-продольная.