Методы разработки стратегии торгового предприятия
Вопрос 2.
Разработка основных элементов стратегического набора торгового предприятия базируется на результатах стратегического анализа. Стратегический анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления хозяйственной деятельности торгового предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.
Конечным продуктом стратегического анализа является модель стратегической позиции торгового предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер хозяйственной деятельности.
Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия факторов среды функционирования или внешней и внутренней среды.
Представим систему основных методов стратегического анализа торгового предприятия и область их применения (см. табл.).
Таблица
Система основных методов стратегического анализа и область их применения
Основные методы стратегического анализа | Область применения методов | ||
Анализ факторов внешней среды косвенной воздействия | Анализа факторов внешней среды непосредственного влияния | Анализ факторов внутренней среды | |
SWOT-анализ | + | + | + |
PEST-анализ | + | ||
SNW-анализ | + | ||
Портфельный анализ | + | + | |
Сценарный анализ | + | + | + |
Экспертный анализ | + | + | + |
Стратегический анализ осуществляется в такой последовательности:
1 этап – анализ макросреды
2 этап- анализ микросреды
3 этап – анализ внутренней среды
4 этап – комплексная оценка стратегической позиции торгового предприятия
Комплексная оценка интегрирует результаты анализа всех видов среды функционирования предприятия и позволяет:
- определить его коммерческое лицо
- оценить достигнутые результаты управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия
- выявить проблемные зоны в развитии торгового предприятия
- объективно оценить возможности предстоящего развития торгового предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды
- зафиксировать стартовые позиции стратегических инициатив торгового предприятия.
На заключительном этапе стратегического анализа устанавливаются взаимосвязи между отдельными факторами внешней и внутренней среды и используется матрица возможных стратегических направлений развития торгового предприятия.