Методы разработки стратегии торгового предприятия

Вопрос 2.

Разработка основных элементов стратегического набора торгового предприятия базируется на результатах стратегического анализа. Стратегический анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления хозяйственной деятельности торгового предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

Конечным продуктом стратегического анализа является модель стратегической позиции торгового предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер хозяйственной деятельности.

Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия факторов среды функционирования или внешней и внутренней среды.

Представим систему основных методов стратегического анализа торгового предприятия и область их применения (см. табл.).

Таблица

Система основных методов стратегического анализа и область их применения

Основные методы стратегического анализа Область применения методов
Анализ факторов внешней среды косвенной воздействия Анализа факторов внешней среды непосредственного влияния Анализ факторов внутренней среды
SWOT-анализ + + +
PEST-анализ +    
SNW-анализ     +
Портфельный анализ   + +
Сценарный анализ + + +
Экспертный анализ + + +

Стратегический анализ осуществляется в такой последовательности:

1 этап – анализ макросреды

2 этап- анализ микросреды

3 этап – анализ внутренней среды

4 этап – комплексная оценка стратегической позиции торгового предприятия

Комплексная оценка интегрирует результаты анализа всех видов среды функционирования предприятия и позволяет:

- определить его коммерческое лицо

- оценить достигнутые результаты управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия

- выявить проблемные зоны в развитии торгового предприятия

- объективно оценить возможности предстоящего развития торгового предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды

- зафиксировать стартовые позиции стратегических инициатив торгового предприятия.

На заключительном этапе стратегического анализа устанавливаются взаимосвязи между отдельными факторами внешней и внутренней среды и используется матрица возможных стратегических направлений развития торгового предприятия.