Перечень вопросов к экзамену по дисциплине 5 страница

 

[772]772. Грушевский, 8, часть 1,184‑185.

 

[773]773. Макарий, 11,457‑458; Грушевский, 8, часть 1,186.

 

[774]774. Грушевский, 8, часть 1,186‑187.

 

[775]775. Shmurlo, Saint Siege, appendix, рр. 26‑29,220; Winter, 1, 301‑302.

 

[776]776. Соловьев, 9,162.

 

[777]777. Форстен. Акты и письма, 1,315; Грушевский, 8, часть 1,135‑136.

 

[778]778. О деле Черкасского – Лыкова см. Соловьев, 9,162‑163.

 

[779]779. Новосельский, с. 204‑205,210; Очерки, 4,467‑468.

 

[780]780. Соловьев, 9, 169‑170.

 

[781]781. Попов, Иэоорник, с.316. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[782]782. Субботин, Материалы, 1,266‑268; Раscal, рр. 48‑49.

 

[783]783. ААЭ, 3, No 198, с. 284; РИБ, 35, No 396, кол. 778‑779; Раscal, р. 49.

 

[784]784. Попов, Изборник, с. 317.

 

[785]785. О последующем см. Соловьев, 9, 164‑167; Попов, Изборник, с. 368‑373 (выдержки. из «Столяров Хронограф»); Польский дневник войны 1632‑1634 гг., РИБ, 1, кол.721‑774; Очерки, 4,467‑475; НР, 1, раrt II, рр. 542‑543.

 

[786]786. Е.Д. Сташeвский, Смоленская война 1632‑34 гг. Организация и состояние московской армии (Киев, 1919). Рецензия на эту работу – А.В. Бородин, Русский исторический журнал, 8 (1922), 265‑276.

 

[787]787. ДД, 1, кол. 293‑298; Сватиков, с. 34.

 

[788]788. ДД, 1, кол. 323‑324, Сватиков, с. 75‑76; Быкадоров, с. 73.

 

[789]789. Соловьев, 9,209‑210; Сватиков, с. 74‑76; Быкадоров, с. 73‑74; Новосельский, 216‑217.

 

[790]790. ДД, 1, кол. 349‑350; Новосельский, с. 218.

 

[791]791. Новосельский, с. 196‑197.

 

[792]792. Там же, с. 197‑198.

 

[793]793. Грушевский, 8, часть 1,205‑206; Дорошенко, 1,223.

 

[794]794. Грушевский, 8, часть 1,201‑203; Дорошенко, 1,223; Голобуцкий, с. 213‑215.

 

[795]795. Соловьев, 9,165.

 

[796]796. Там же, с. 167.

 

[797]797. Соловьев, 9,174‑180; Грушевский, 8, часть 1,208‑209.

 

[798]798. Соловьев, 9,169‑171.

 

[799]799. Попов, Изборник, с. 317. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[800]800. Там же.

 

[801]801. Соловьев, 9,175.

 

[802]802. Новосельский, с. 221‑222.

 

[803]803. Россия в средние века.

 

[804]804. Дорошенко, 1, 226‑227.

 

[805]805. Грушевский, 8, часть 1,213‑214; Дорошенко,1,223; Голобуцкий, с. 217‑218.

 

[806]806. Грушевский, 8, часть 1,215‑218; Дорошенко, 1, 223; НР, 1, раrt II, 543.

 

[807]807. Грушевский, 8, часть 1,218‑228; Голобуцкий, с. 219. Грушевский утверждает, что казаки Сулимы принадлежали к зарегистрированным отрядам, а не к Запорожью. Его аргументация не кажется мне убедительной.

 

[808]808. Грушевский, 8, часть 1,223‑226; Голобуцкий, с. 219‑221.

 

[809]809. О восстании казаков в 1637 году см. Грушевский, 8, часть 1,245‑276; Дорошенко, I, 224‑234.

 

[810]810. Цитируется Голобутским, с. 233.

 

[811]811. О восстании Острянина в 1638 году см. Грушевский, 8, часть 1,289‑303; Дорошенко, т, 225‑226; Голобуцкий, с. 236‑246.

 

[812]812. «Оrdynacja Wojska Zaporowskiego regestrowego», Volumina Leegum, 3,440; перепечатано в ВУР, 1,255‑257 (русский перевод, c. 257‑258).

 

[813]813. Грушевский, 8, часть 1,312‑317; Голобуцкий, c. 247‑248.

 

[814]814. ВУР, 1,No 116. с. 12‑13.

 

[815]815. ДД, 1, кол. 706‑707; Новосельский, с. 260.

 

[816]816. О последующем см. Багалей, с. 174‑196; ВУР, 1, No 1145, с. 248‑252.

 

[817]817. ВУР, 1, No 146, с. 252‑253.

 

[818]818. ВУР, 1, No 147, с. 253‑254.

 

[819]819. Багалей, 184; Он же. Материалы, с. 15‑16.

 

[820]820. Новосельский, с. 270.

 

[821]821. Соловьев, 9,215‑216; Быкадоров, с.89‑90. Об участии торговых людей см.: Новосельский, с.259.

 

[822]822. Соловьев, 9,215‑216; Новосельский, с.257.

 

[823]823. Новосельский, с.259.

 

[824]824. Там же, с. 258.

 

[825]825. ДД. 1, кол. 567‑572.

 

[826]826. Соловьев, 9,217; Новосельский, с.265‑266.

 

[827]827. Новосельский, с.282‑286.

 

[828]828. Об осаде Азова турками и татарами см.: Соловьев, 9,217‑218; Попов, Изборник, с.392‑394 (Хронограф библиотеки Погодина No 1451); Быкадоров, с.107‑118; НА Смирнов, Россия и Турция, 2, гл.6; Новосельский, с.286‑288. Сказание об осаде Азова было написано в 1640‑х гг., и оно было основано на рассказах самих участников, а также (в его более поздних вариантах) на казацких героических песнях. См.: А.С. Орлов, Исторические и поэтические повести об Азове (Москва, 1906). Ср.: Н.К. Гудзий, с.393‑398; Тschihewskij, Hist. Of Russian Literatureа (1960), рр. 341‑343.

 

[829]829. Обзор свидетельств о количественном составе турецкой армии см; Новосельский, с. 286‑287.

 

[830]830. Новосельский, с. 290‑292.

 

[831]831. Соловьев, 9,217; Попов, Изборник, 394.

 

[832]832. Донесение Наума Васильева см. в кн.: Попов, Изборник, с.394. Ср.Новоссльский, с.288.

 

[833]833. Резюме донесения Наума Васильева см.: ДД, 2, кол. 260‑261.

 

[834]834. Запись заседания Земского Собора 1642 г. опубликована в СГГД, 3, No 113 (конец документа утрачен). Об этом соборе см.: Соловьев, 9,218‑223; Латкнн, с.185‑201; Сергеевич, Лекции, с.223‑231; Три Века, 1,69‑71; Очерки, 4,363‑365.

 

[835]835. Митрополитов, епископов и архимандритов. В то время в Москве не было патриарха. Патриарх Иоасаф I умер 28 ноября 1640 г. Его преемник, патриарх Иосиф, был рукоположен 27 марта 1642 г., см.: Карташев, 2,112‑113.

 

[836]836. Соловьев, 9,219; Латкин, сс.188‑189.

 

[837]837. Милюков, Гос. хоз., с.33.

 

[838]838. Там же. И.Д. Беляев, «О сторожевой... службе», РИБ, 10, с.105 (цитировано Яковлевым, Засечная черта, с.14). Яковлев дает более высокую цифру (17 055).

 

[839]839. Новосельский, с.296.

 

[840]840. Там же, с.305.

 

[841]841. Яковлев, Засечная черта, с.57‑58.

 

[842]842. О содержании инструкции см.: Яковлев, с. 64‑66.

 

[843]843. Новосельский, с.365‑367.

 

[844]844. Багалей. с. 197‑221; Новосельский, с.369‑371.

 

[845]845. Цитировано Милюковым, Гос. хоз., с.47.

 

[846]846. Милюков, Гос. хоз., с.36.

 

[847]847. Список выплат жалования смоленской осадной армии см.: РК, 2, кол.443‑447.

 

[848]848. Милюков, Гос. хоз., с.47.

 

[849]849. Там же, с. 45‑46.

 

[850]850. Там же, с.48.

 

[851]851. Очерки, 4,414.

 

[852]852. Очерки, 4,418‑419. Первенство в исследовании этой формы московского налогообложения принадлежит А.С. Ланно‑Данилевскому, см. его работу: Организация прямого обложения (1890). Некоторые из его выводов подверглись критике Милюкова, Гос. хоз., с.15‑16; его же, «Спорные вопросы», с.119. Эта проблема была исследована вновь С.В. Веселовским, Сошное письмо, 1,с.5‑14; 2,481‑529.

 

[853]853. Смирнов, Посадские люди, 1,424‑486.

 

[854]854. Шаховская, «Сыск носадских тяглецов и закладчиков»; Смирнов, Пос. люди, I, 425‑427.

 

[855]855. Смирнов, Пос. люди, 1,429; Ельяшевич, 2,96.

 

[856]856. Ельяшевич, 2,96; Смирнов, Пос. люди, 1,476‑478.

 

[857]857. Козловский, 1,172; Аmburger, рр.100‑101.

 

[858]858. СГГД, 3, сн.118, с.408‑410; Козловский, 1,82; Аmburger, р. 105.

 

[859]859. Аmburger, p.21.

 

[860]860. Id, рр. 70‑91.

 

[861]861. Соловьев, 9,125‑126.

 

[862]862. Анализ этого труда см. в кн.: Цветаев, Протестантство, с.616‑628; Голубцов, Прения о вере, гл. III, 76‑126.

 

[863]863. Соловьев, 9,126‑127.

 

[864]864. Об этом и последующем см.: Соловьев, 9,229‑248; Цветаев, Протестантство, с.475‑507; Amburger, pp.85‑91.

 

[865]865. Щербачев, «Датский архив», сн.810; там же, сн.138; Аmburger, р.87.

 

[866]866. Цветаев, Протестантство, сн. 1, с.483; Аmberger, p.88.

 

[867]867. СГГД, 3, сн.117, с.406‑408.

 

[868]868. См.: Макарий, 11,105‑112; Цветаев, Протестантство, с.492‑509; Голубцов, «Памятники прений о вере»; Раscal, рр.70‑71; Аmburger, р.91; Id., Protestantismus, р.30.

 

[869]869. Зерноса, сн.169. Заглавие дано но названию первой части книги: Слово Св. Кирилла Иерусалимского. Ср. Раscal, рр. 68‑69.

 

[870]870. Раscal, р. 69.

 

[871]871. Голубцов, «Памятники иронии о вере», сн.9, с.158‑165.

 

[872]872. Об этом браке см.: «Россия на пороге нового времени», с.86‑89.

 

[873]873. Голубцов, «Памятники», с.156‑157; Платонов, Москва и Запад, с.96.

 

[874]874. Д. Корсаков, «Шаховской, князь Семен Иванович», РБС, том «Чаадаев – Швитков», с.589; Платонов, Москва и Запад, с.95‑96.

 

[875]875. Голубцов, «Памятники прений о вере», с.15. Ср.: Цветаев, Протестантство, с.510; Смирнов, Посадские люди, 2,6‑7.

 

[876]876. Смирнов, Посадские люди, 2,10‑12.

 

[877]877. Берх, Алексей, 1,23.

 

[878]878. Текст образца клятвы царю Михаилу (февраль 1613 г.) см.: СГГД, 3, сн.5, с.14‑15; текст клятвы царю Алексею (июль, 1645 г.): СГГД, 3, сн.123, сс.421‑422.

 

[879]879. Смирнов, Посадские люди, 2,8.

 

[880]880. Новомбергский, 1, сн.135,157; Смирнов, Пос. люди, 2,6.

 

[881]881. Раsсаl, р.64.

 

[882]882. Голубцов, «Памятники прений о вере», с.12.

 

[883]883. Соловьев, 10,460; Смирнов, Посадские люди, 2,9; Аmburger, р.91.

 

[884]884. Платонов, Москва и Занад, с.96.

 

[885]885. Якубов, «Россия и Швеция», Чтения, 1898, часть 1, с.437; Смирнов, Посадские люди,2,сн.2,с.8.

 

[886]886. Берх, Алексей, 1,30.

 

[887]887. Смирнов, Посадские люди, 2,11‑12.

 

[888]888. Котошихин, гл.1,5; гл.8,140‑141.

 

[889]889. Берх, Алексей, 1,42‑47; Соловьев, 10,481.

 

[890]890. Е. Лихачев, «Чистого, Назар», РБС, том «Чаадаев – Швитков», с.308.

 

[891]891. Смирнов, Посадские люди, 2,12‑14; Ельяшевич, 2,96.

 

[892]892. Ельяшевич, 2,94.

 

[893]893. Веселовский, Сошное письмо, 2,226‑231; Очерки, 4,421.

 

[894]894. Смирнов, Посадские люди, 2,69.

 

[895]895. Там же, с. 75‑88.

 

[896]896. Соловьев, 10,481; Смирнов, Пос. люди, 2,29‑31.

 

[897]897. Соловьев, 10,480‑481; Смирнов, Пос. люди, 2,32‑33.

 

[898]898. СГГД, 3, сн. 124, с.422‑425; Ср.: Соловьев, 10,480; Смирнов, Посадские люди, 2,32‑33.

 

[899]899. СГГД, З, сн.128, с.435‑437.

 

[900]900. О московских волнениях в июне 1648 г. см.: Соловьев, 10,482‑483; Платонов, «Новый источник для истории московских волнений 1648 г.», Чтения, 1893, часть 1,1‑19; его же, «Московские волнения 1648 г.», в его кн.: Статьи но русской истории (С.‑Петербург, 1903, с.77‑93); Бахрушин, «Московское восстание 1648 г.», в его кн.: Научные труды, П, 46‑91; К.В. Базилевич, ред., Городские восстания в Московском государстве XVII века (Москва и Ленинград, 1936); Смирнов, Посадские люди, 2,165‑191; Тихомиров и Епифанов, ред., Соборное уложение 1649 г., с.7‑15. Хронология событий июня 1648 г. довольно путаная из‑за противоречий в источниках. Я следую выводам М.Н. Тихомирова.

 

[901]901. Олеарий (рус. перевод Ловягина, 1906), с.265.

 

[902]902. Платонов, «Новый источник»; Бахрушин, Труды, 2,50.

 

[903]903. Тихомиров, Уложение, с.20.

 

[904]904. Бахрушин, Труды, 2,53.

 

[905]905. Тихомиров, Уложение, с.11‑15.

 

[906]906. Е. Лихач, «Одоевский, кн. Никита Иванович», РБС, том «Обезьянинов‑Очкин», с.160‑167.

 

[907]907. «Грибоедов» – это русифицированная форма от «Гржибовский». Grzyb по‑польски означает «гриб».

 

[908]908. Якубов, с.428‑429; Смирнов, Посадские люди, 2,217.

 

[909]909. ААЭ, 4, сн.32 и 36; Смирнов, Посадские люди, 2,220‑224.

 

[910]910. Смирнов, Пос. люди, 2,226‑228.

 

[911]911. Там же, с.256‑261.

 

[912]912. Там же, с. 230‑231.

 

[913]913. ААЭ, 4, сн.33; Зерцалов, «О мятежах», с. 18; Смирнов, Посадские люди, 2,231.

 

[914]914. Смирнов, Пос. люди, 2,232.

 

[915]915. ААЭ, 4, сн.32; с.46‑47; Смирнов, Послюди, 2, с.235‑237.

 

[916]916. ААЭ, 4, сн.32/III; Смирнов, Пос. люди, 2,237‑241.

 

[917]917. См. список подписей у Тихомирова и Епифанова, с.424‑431.

 

[918]918. Смирнов, Посадскислюди, 2,246.

 

[919]919. О последних изданиях «Уложения» см.: ПРП, 6 (1957); Тихомиров и Епифанов (1961).

 

[920]920. Владимирский‑Буданов, Обзор, с.222‑223; Тихомиров и Епифанов, с.22‑23.

 

[921]921. О Литовских Статутах см.: Россия в средние века. Указатель S.V., Статуты; о третьем Литовском Статуте см., особенно, Лаццо, Литовский Статут 1588 г.; о влиянии Литовского Статута на «Уложение» см.: Владимирский‑Буданов, «Отношение».

 

[922]922. Владимирский‑Буданов, Обзор, с.233; Лаццо, Литовский Статут, 1, часть П, с.529‑533.

 

[923]923. ЗОРСА, 2, (1861), 448; Зызыкин, 2, с.72; Вернадский, «Церковь и государство в системе Соборного Уложения 1649 г.», с.86.

 

[924]924. См. Россия в средние века.

 

[925]925. Ельяшевич, 2,197‑198.

 

[926]926. См.: Тарановский, «Соборное избрание»; Stukl, «Gabes im Moskauer staat Stande?»

 

[927]927. Вдобавок к работам, упомянутым в сн.1 к Гл. 2, 3, см.: также Яковлев, ред., Памятники истории смутного времени, с. 18‑19.

 

[928]928. О клятве Шуйского, как источнике гл. II «Уложения» см. Тельберг, Очерк политического суда; Тарановский, «Обеспечение прав».

 

[929]929. Тарановский, «Обеспечение прав».

 

[930]930. За комментариями к содержанию этой главы «Уложения» обращайтесь к след.: Неволин, 4,56‑58; с.124‑196; Владимирский‑Буданов, с.551,553,556,562,565; Ельяшевич, 2,156‑160; Тарановский, «Обеспечение».

 

[931]931. Комментарии к этой главе см.: Неволин, 4,191‑258; Владимирский‑Буданов, 568‑574; Ельяшевич, 2,142‑144.

 

[932]932. О статусе крестьян, согласно «Уложению», см.: Владимирский‑Буданов, с.146‑147; Сергеевич, 1,284‑291; Греков, Крестьяне, 2,374‑390; Ельяшевич, 2,96‑101.

 

[933]933. Об этих восстаниях см.: Тихомиров, «Новгородское восстание»; его же, «Псковское восстание».

 

[934]934. О Св. Савве и его правилах см.: Сергий, Полный Месяцеслов Востока, 1 (Москва, 1875), 114‑116; Чтения, 1867,11,1‑10; Раscal, р.57.

 

[935]935. Петиция была опубликована Н. Рождественским в Чтениях, 1902, II, смесь 18‑31. Ср.: Раscal, рр.54‑59.

 

[936]936. О происхождении этих народных празднеств и их древнем религиозном смысле см.: Оrigins of Russia, 138‑154.

 

[937]937. ААЭ, 3, сн.264, кол.401 ‑405. Ср.: Соловьев, 9,322‑323; Раscal, рр.59‑60.

 

[938]938. Раscal, рр.60‑61.

 

[939]939. Щапов, 1,76‑77; Раscal, рр.61‑62.

 

[940]940. Согласно традициям православной церкви в России паства должна стоять во время службы. Поэтому в русских церквях не было скамей.

 

[941]941. Pascal, pp.50‑52.

 

[942]942. Милюков, 2,1,116; Раscal, рр.62‑64.

 

[943]943. Pascal, p.64.

 

[944]944. Pascal, p.341.

 

[945]945. ААЭ, 4, сн.321, с.481‑482; Раscal, р.133.

 

[946]946. ААЭЛ, 4, сн.324; АИ, 4, сн.6; Раscal,рр.133‑134.

 

[947]947. Pascal, p.156.

 

[948]948. Pascal, р.168.

 

[949]949. СГГД, 3, сн.147; Берх, Алексей, 2,148‑151; Соловьев, 10,517; Раscal, р.178.

 

[950]950. Pascal, pp.161‑163.

 

[951]951. Забелин, Домашний быт русских цариц, с.255‑258; Раscal, р.113.

 

[952]952. Раscal, рр.163‑165.

 

[953]953. ПСЗ, 1, 1б7‑169;Любимeнко,с.210‑211;Раscal, рр.175‑176.

 

[954]954. Олеарий передает эту историю не без некоторой пристрастности в пользу Лесли (Олеарий, Ловягин, с.304‑306). См. также: Цветаев, Протестантство в России, с.370‑379; Раscalа, р.176; Аmburger, Geschichte des Protestantismus in Russland (1961).

 

[955]955. Pascal, p.176.

 

[956]956. Родес, Чтения, 1915, II, 97‑102; Раscal, рр.176‑177.

 

[957]957. Родeс, с.67,69,80; Раscal, р.177. О братьях де Гронах см.: РАНИОН, 4,109‑122.

 

[958]958. Раscal, р. 65.

 

[959]959. Белокуров, Суханов, 1,177; Раscal, р. 150.

 

[960]960. Раscal, pp. 151‑152.

 

[961]961. O труде Мелетия Смотрицкого см.: Ягич. История славянской филологии (С.‑Петербург, 1910), с. 27‑31; Петухов. Русская литература. Древний период (Юрьев, 1912), с.251‑252.

 

[962]962. Каптерев, Патриарх Никон и его противники (2‑е над, Сергиев‑Посад, 1913), с. 96‑98; Раscal,рр. 131‑132.

 

[963]963. Раscal, p.132.

 

[964]964. Карташев, 2, с. 122‑123.

 

[965]965. Об Арсении Суханове и его миссии на Ближний Восток см.: Белокуров, Арсений Суханов (2 тт., Москва, 1891). Также: Чтения. «Проскинитарии» Арсения были опубликованы Н.И. Ивановским (Казань, 1870).

 

[966]966. Карташев, 2, с.128.

 

[967]967. Карташев, 2, с.131.

 

[968]968. См.: Россия в средние века.

 

[969]969. Дорошенко, 2, с. 10; Грушевский, 8, часть 2, с. 119‑126.

 

[970]970. В. Шутой. Канун освободительной войны, ИЗ, 46 (1954), с. 271. Ср.: Голобуцкий, с. 232.

 

[971]971. Костомаров. Хмельницкий, 1, с. 210‑212; Грушевский, 8, часть II, с. 142‑143; Голобуцкий, с.253.

 

[972]972. Акты ИЗР, III, с. 279. Ср.: Голобуцкий, с. 256.

 

[973]973. Grondzki, р. 47 (цитировано у Костомарова: Хмельницкий, 1, с. 242).

 

[974]974. О расположения этого острова см.: Россия в средние века, карты 7‑8.

 

[975]975. Костомаров. Хмельницкий, I, c. 314‑344; Дорошенко, II, ее. 14‑17; Голобуцкий, c. 270‑273.O зверствах по отношению к евреям см. особенно: N. Наnnover. Yawen Mezulah. Shcilderung des polonisch‑kozakischen Krieges (Hannover, 1863); Billington, n.2, p.674.

 

[976]976. Ряд историков, включая Грушевского, пришли к заключению, что эта летопись была написана Романом Ракушкой. Согласно Льву Окиншевичу, однако, ее автором был Иван Быховец. Летопись описывает главные события казацкой истории с 1648 по 1702 гг. См.:Дорошенко‑Оглоблин,сс.44‑45.

 

[977]977. Самовидец, с. 12; Ср.: Голобуцкий, с. 272.

 

[978]978. Акты ЮЗР. III, с. 129‑130; ВУР, II, сн. 12, с.32‑33.

 

[979]979. Грушевский, 8, часть III, с. 125‑127; Дорошенко, II, с. 21.

 

[980]980. Россия в средние века.

 

[981]981. Дорошенко, II, с. 22.

 

[982]982. ВУР, II, сн. 50, с. 127‑131 и сн. 52, с. 132‑133.

 

[983]983. Голобуцкий, с. 278. Ср.: ВУР, II, сн. 51, с. 131.

 

[984]984. ВУР, II, с. 153.В то время на Украине была нехватка хлеба из‑за хаотических условий войны и восстания и из‑за того, что большие поместья были разорены крестьянами.

 

[985]985. ВУР, II, с. 160.

 

[986]986. Об Анкундинове см.: РБС, том «Алексинский – Бестужев‑Рюмин»(1900),с. 152‑154.

 

[987]987. См. гл. 2.

 

[988]988. Архив ЮЗР, III, часть IV, с. 76‑77; Голобуцкий, с. 282.

 

[989]989. «Самовидец», как это цитировано Голобуцким, с. 283.

 

[990]990. Костомаров, II, с. 92‑95.

 

[991]991. Донские дела, IV, с. 820. Ср.: Грушевский, 9, часть 1, с. 54.

 

[992]992. Текст Зборовского польско‑татарского договора см. в: Акты ЮЗР, III, с. 413‑414.

 

[993]993. Текст Зборовского польско‑казацкого договора см. в: Акты ЮЗР, III, с. 415‑416. См. также: СГГД, III, сн. 143, с. 450‑451, и Акты ЮЗР, X, 453‑458.

 

[994]994. Голобуцкий. с.387.

 

[995]995. Карташев, II, с. 98‑99.

 

[996]996. ВУР, III, с. 169.

 

[997]997. Грушевский, 9, часть I, с. 110‑113.

 

[998]998. Костомаров. Хмельницкий, II, с. 253‑257; Грушевский, 9, часть 1, ее. 85‑98.

 

[999]999. Грушевский, 9, часть 1, с. 135‑136.

 

[1000]1000. Костомаров. Хмельницкий, II, с. 311‑313; Грушевский, 9, часть I, с. 254‑255,259; Коrduba, p.331; Vernadsky, Bohdan, pp. 85‑87.

 

[1001]1001. Так выглядит эта история в рассказе Выговского московскому посланнику Григорию Богданову в июле 1651 г., см.: акты ЮЗР, II, c. 468‑469. Она поддержана и другими свидетельствами. Костомаров, II, c. 389‑391, принимает ее суть с некоторыми оговорками. Грушевский, 9, часть 1, c. 285‑298 и 306‑307, считает, что Хмельницкий нe был похищен ханом, а последовал за ним добровольно в надежде уговорить его вернуться и покинул его, когда убедился, что хан нe намеревается изменить своего решения. Кордуба, с. 331, считает всю эту историю «легендой» и высказывает мнение, что Хмельницкий, видя неизбежное поражение казаков у Бeрeстeчка, отправился в Корсунь, чтобы мобилизовать казацкие резервы и организовать новую армию.

 

[1002]1002. Костомаров. Хмельницкий, II, с. 398; Грушевский, 9, часть 1, с. 312‑313; Кордуба, с. 331. Богдан Хмельницкий называл Ивана Золотаренко своим шурином, см.: ВУР, III, с. 470.

 

[1003]1003. Grabienskiг, р. 197.

 

[1004]1004. Текст Белоцерковского договора см.: Костомаров, II, ее. 435‑439; Грушевский, 9, часть I, с. 365‑367.

 

[1005]1005. Милюков. Очерки, 1, с. 58‑59; Багалей. Очерки.

 

[1006]1006. См., например: ВУР, III, сн. 91, с. 198‑199.

 

[1007]1007. ВУР, III, сн. 101, с. 208‑210.

 

[1008]1008. ВУР, III, сн. 100, с. 206‑207. Следует вспомнить, что Черниговская область была возвращена полякам по Белоцерковскому договору. О расселении этой группы казаков в Московии см.: ВУР, III, сн. 187, с. 368‑369.