Исследование письма и чтения.

 

 

Исследование звукового анализа и синтеза слов.

 

  1. Определение количества звуков в слове. Слово предъявляется на слух.

 

Сколько букв в слове дом, кот, стол, Москва и пр. Слова со стечением согласных: кораблекрушение.

 

Слова усложняются по фонетической или артикуляторной сложности.

 

Обращается внимание на то, как больной выполняет пробу, в уме автоматизировано или развернуто, проговаривая.

 

Сенсибилизация – зажать язык между зубами.

 

  1. Выделение отдельных звуков из слова.

 

Какой звук (буква) второй в слове «дом», третий в слове «мост» и т. д.

 

Слова усложняются по фонетической или артикуляторной сложности.

 

Обращается внимание на то, как больной выполняет пробу, в уме автоматизировано или развернуто, проговаривая.

 

Для затруднения решения та же проба проводится при исключении артикуляции; для ее облегчения предъявляемое слово произносится четко, с раздельным произнесением каждого входящего в его состав звука.

 

3. Исследование позиции звука в слове.

 

Какой звук (буква) в слове «стол» стоит после «о» или перед «т».

 

Эта задача, требующая не только выделения звука из целого слова, но и сохранной оценки положения звуков по отношению друг к другу, является важной предпосылкой для процесса письма и может существенно нарушаться при всяком дефекте «обозрения» звуковой структуры слова и той последовательной схемы звуков, из которых оно состоит.

 

4. Акустический синтез слов.

 

Например, т-р-о или к-о-т, или с-т-о-л.

Для того чтобы избежать непосредствнного акустического слиянияэтих звуков и установить возможность их сложного вторичного синтеза, эти звуки при предъявлении разделяют каким-нибудь промежуточным словом. Задача предлагается испытуемому в такой форме: «Какое слово я скажу. К, потом О, потом Τ или: С, потом Г, потом О, потом Л?»

 

Для анализа возникающих трудностей эта проба, как и предыдущие, может проводиться в условиях включения или выключения артикуляций (проговаривания) испытуемого.

 

Поражение височных отделов коры левого полушария, вызывающее нарушение акустико-гностических процессов. Слова воспринимаются ими как нечленораздельные шумы. Поэтому больной не может ни сказать, из скольких звуков (букв) состоит данное слово, ни тем более обозначить эти отдельные звуки и проанализировать их взаимные отношения.

В менее резко выраженных случаях поражения левой височной доли картина может существенно меняться. Больной, относительно легко схватывающий отдельные словаи понимающий их значение, продолжает испытывать заметные затруднения при анализе их звукового состава. Эти затруднения могут выражаться в том, что, легко выполняя задачу выделения отдельных звуков в акустически простых словах, больной начинает испытывать затруднения при звуковом анализе слов, включающих безударные гласные или стечение согласных. В этих случаях он неизменно обращается к помощи артикуляции, тщательно проговаривая слова и опираясь в пересчете звуков не столько на слуховые, сколько на кинестетические сигналы; однако и эта помощь часто оказывается недостаточной, и пропуск звуков продолжается.

Еще большие трудности возникают при качественном анализе звуков, при котором к описанным трудностям добавляются трудности различения близких фонем.

 

Больные с акустико-мнестической афазиейиспытывают трудностив удержании серии звуков, а их следы настолько непрочными, что чаще всего такие больные либо отказываются от выполнения подобного задания, либо удерживают лишь один фрагментиз предъявляемой структуры и «угадывают» то слово, частью которого этот фрагмент может быть.

 

Афферентныебольные: затруднение в выделении слабо артикулируемых звуков— безударных гласных и элементов, входящих в комплекс согласных.Дает их ошибочную артикуляциюи соответственно ошибочно квалифицирует звуковые компоненты слова.