Выбор альтернативы
Оптимизация решений
Определение альтернатив
Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений. На этапе определения альтернатив производится разработка альтернативных вариантов решения проблемы. Альтернативный вариант решения – один из нескольких вариантов решения, соответствующий установленным критериям выбора. Этап определения альтернатив подробно рассмотрен в теме «Целевая ориентация управленческих решений и анализ альтернатив».
Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Оптимальное решение – наилучшее с точки зрения заданного критерия оптимальности и определенных ограничений.
Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы управления. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых эвристических методов.
Методы оптимизации решений подробно рассмотрены в теме «Методы и модели подготовки и принятия решений» в юните 2. В их состав входят:
• анализ и оценка вариантов решений;
• прогнозирование вариантов решений;
• моделирование вариантов решений.
Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.
Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет «удовлетворяющим», а не «максимизирующим».
Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.
На этапе выбора альтернативы выполняются следующие операции:
• обоснование возможного варианта решения и выбор дополнительных критериев;
• сбор дополнительной информации;
• экономическое обоснование выбранного решения.
Утверждение и оформление решения
На этапе утверждения решения выполняются следующие операции:
• декомпозиция (разложение, разукрупнение) принятого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков;
• согласование решения с органами управления и исполнителями;
• окончательное оформление и утверждение решения.
Утвержденные решения оформляются определенным установленным образом. Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения).
Документ – материальный носитель информации или деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Документы можно классифицировать следующим образом:
- по уровню иерархии нормативно-методического обеспечения: международное сообщество, страна, регион (республика, край, область), город, село, фирма;
- по правовому статусу: обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.д.);
- по содержанию: технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т.д.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.д.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протоколы, инструкции и т.д.).
В состав обязательных атрибутов документов входят следующие:
• цель документа;
• место поставленной цели (задачи и функции затрагиваемой подсистемы системы управления);
• основание для разработки;
• ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении задачи;
• потребитель информации;
• нормы и правила использования документа;
• возможный круг исполнителей;
• требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам;
• санкции;
• источники информации.
В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.
Во всех документах должен быть раздел “Основные положения” и в большинстве – раздел “Информационное обеспечение”. В состав содержания раздела “Основные положения” входят следующие положения:
• основание для разработки;
• актуальность (с точки зрения положения дел в мире, стране, на фирме в данной области);
• назначение документа;
• основные термины и определения;
• область применения документа (кому предназначен);
• органы, контролирующие применение документа;
• ответственность за несоблюдение требований документа.
В состав содержания раздела “Информационное обеспечение” входят следующие положения:
• классификация информации, используемой при применении документа;
• требования к информации;
• источники получения информации;
• технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.
Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:
1) комплексность документа, т.е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;
3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостной анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.); если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то это требование должно быть четко зафиксировано в документе;
6) экономическая обоснованность управленческих решений;
7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
8) степень опробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
9) имидж организаций-разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.
Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.
Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является обеспечение высокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов Российской Федерации.