Биологические основы поведения человека.

Человек – уникальный биологический вид среди 1 млн. видов животных (4,5 тыс. видов млекопитающих и 200 видов приматов).

Особенности: 1. понятийная речь (а не язык)

2. чувство юмора (а не остроумие) – способность не обижаться на шутки

3. нравственность (а не мораль) – система запретов, стремление поступать достойно

4. потребность познать себя.

 

Механизмы поведения человека те же, что и у животных.

В основе поведения лежат биологические процессы.

Принцип Оккама.

Что же свидетельствует об отсутствии принципиальных отличий человека от животных?

Это принцип экономии мышления, сформулированный Уильямом Оккамом (философ 14 в.).

«Бесполезно делать посредством много то, что может быть сделано посредством меньшего» ( пример с потерянной вещью и гипотезами где она может быть?).

« Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости». ( У. Оккам).

Самое простое объяснение не обязательно самое правильное. Простую гипотезу следует отвергнуть только, если более сложная оставляет необъясненными меньшее количество фактов.

Люди следуют принципу Оккама, даже если не слышат его имени. От принципа экономии мышления отступают сознательно (например, особенности строения метеоритов объявляют следами внеземной жизни, хотя известно, что это только одно из множества возможных объяснений, хотя не самое верное, легче получить гранты).

Если поведение не сопровождается речью, его интеграция бывает замысловатой (поведение кошек или собак после дачи). Элементарно надо проглистогонить.

К поведению животных принцип Оккама можно сформулировать следующим образом:

То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функцией, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале.

Не соблюдается принцип:

1. когда человек оперирует понятиями, например, при исследовательской деятельности. «простота – свидетельство примитивизма».

2. при анализе человеческой психики.

3. в светской беседе.

Вульгарный Вася Быхинкин из «Сентиментальных повестей» М.М. Зощенко отвечает барышне, что соловей поет оттого, что жрать хочет (т.е. витальные потребности, но не пищедобывающие, а половые), но об этом барышне не скажет.

4. художественному творчеству принцип Оккама просто противопоказан.

Пример улицы по названию Бармалеева.

Художник Добужинский Мстислав и филолог Николай Корнейчуков (Корней Чуковский). Ненаучное название вдохновило на сказку.

Но в науке нельзя нарушать принцип Оккама. Тогда это не наука. Оправданное введение в науку новых сущностей всегда является новым рубежом развития данной научной дисциплины. Библейская фраза «В начале было слово» не точно ( это переводится с греческого «понятие», которое лежит в основе нашего познания мира – ввел Платон). «Информация» - Клод Эдвуд Шеннон, «торможение» - И.М. Сеченов, «ключевой стимул» - Конрад Лоренц, «священная активность» - Николас Тинберген. Наука о поведении без этого невозможна.

Случаи оправданного и продуктивного введения новых понятий в науку крайне редки.

Согласно принципу Оккама, для объяснения человека следует использовать те же понятия, что и при описании поведения животных. Только когда этого окажется недостаточно – можно вводить новые понятия.

Примеры принципа Оккама для интерпретации сложных форм поведения человека и животных: человек, получивший повышение по службе становится другим. Почему? То же, что у животных - умирает лидер, место занимает старший по возрасту (кошка, морская свинка). В сообществе животных – строгая иерархия. Изменение манеры поведения при изменении социального ранга – результат социального обучения, феномена, общего для животных и человека.

Понятие греха (чревоугодие, любострастие, гнев, уныние, сребролюбие, тщеславие, гордыня).

С биологической точки зрения грехи – это формы поведения или эмоции, уменьшающие приспособленность само человека или сообщества.

Чревоугодие и любострастие – чрезмерное проявление витальных потребностей (рис. 1.1) «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего, (рис. 1.2) «Страна Кокейн» Питера Брейгеля Старшего – грех лености.