Реформа армии и реструктуризация ВПК

Отметим, что подготовительная работа над новыми концептуальными документами была начата еще в 1999 году – президентов Б.Н.Ельциным. Это дало возможность В.В.Путину тотчас после возвращения с Северного Кавказа обсудить на заседании Сове-та безопасности РФ имевшиеся наработки, уточнить и утвердить 10.01.2000 г. новую редакцию Концепции национальной безопасности (КНБ) РФ.

Другим важным документом, уточнившим в 2000 году условия, задачи и принципы обеспечения военной безопасности РФ и военного строительства, стала новая военная доктрина (ВД-2000).

11 августа 2000 г. Совет безопасности РФ принял решение о существенном сокраще-нии армии, а затем поручил Правительству и Генштабу приступить к разработке «про-граммы перехода к комплектованию военной организации государства исключительно военнослужащими, приходящими на службу по контракту» к осени 2001 года. Однако экономических возможностей для этого у страны не было.

(Из рассмотренной пары субъектов: системы принятия и осуществления управленческих решений (СПОУР) «общество-армия» следует, что:

- прежняя система комплектования, если предполагать, что она отражала результат компромисса между интересами общества и интересами военной организации, фактически игнорировала интересы общества, поскольку оптимальным х0 = 2 оказывается лишь тогда, когда интересы военной организации считаются почти в 18 раз более значимыми, чем интересы общества;

- при сокращении продолжительности службы до х0 = 1 это означает, что весомость интересов военной организации будет понижена, но все равно окажется более чем в четверо превышающей интересы обще-ства;

- только при сокращении срока службы до х0 < 0,5 произойдет признание сопоставимости интересов общества.)

Летом 2003 г. была принята Федеральная целевая программа перевода ряда воинс-ких частей на контрактный способ комплектования в период 2004-2007 г. Однако это не сопровождалось заметным увеличением оплаты труда этих военнослужащих.

В рамках начавшейся в 2004 г. в РФ общей административной реформы были сдела-ны попытки улучшить структуру военной организации государства. Состав, организация и распределение функций Минобороны «на бумаге» претерпел существенные измене-ния. Генеральный штаб ВС РФ был освобожден от ряда распорядительных функций по непосредственному управлению войсками и подчинен министру обороны, что должно бы-ло дать ему возможность сосредоточиться на вопросах стратегического планирова-ния и перспективах развития ВС. Начался переход к межведомственной унифицирован-ной системе тылового обеспечения, при котором за снабжение войск всех силовых ведо-мств отвечает тыл ВС. Под контролем министра обороны оказалось финансирование ядерного оборонного комплекса.

- 70 -

Однако преобразования в ВС РФ произвели всплеск коррупционных и связанных с ними правонарушений, лидерство в которых уверенно захватило Минобороны (См.: таблица 10.7).

Реструктуризация оборонной промышленности.

Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности принадлежат к числу глав-ных составляющих российской экономической реформы. Пережив в 90-е годы 20 века несколько этапов конверсии, 2000 год страна встретила с Федеральной целевой програм-мой (ФЦП) реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы.

На момент ее принятия в ОПК входило 1749 предприятий и организаций. Планирова-лось сократить их число в 2,6 раза, но этого не произошло. Не решенными остались:

- создание современных действенных механизмов и контроля

- обеспечение внутренней консолидации оборонной промышленности

- избавление ее от структурной избыточности

- повышение экономической отдачи от используемой государственной собственности.

Для решения перечисленных выше и ряда других проблем в 2001 г. разработаны «Ос-новы политики России в области развития оборонно-промышленного комплекса на пе-риод до 2010 года и дальнейшую перспективу», а также новая ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)». В последнем документе предусматривалось сократить число оборонных предприятий с 1700 до 1300 с созданием на их базе холдингов (50-60), специализирующихся на производстве техники и вооруже-ний. (Сократили до 1265 и создали только 27).

В 2005 г. в рамках административной реформы в интересах решения рассматриваемой проблемы в РФ была создана Федеральная служба по оборонному заказу Минобороны (Гособоронзаказ) и сформирована система единого заказчика на базе Управления нача-льника вооружения в Минобороны. В марте 2006 г. в замен прежде существовавшей бы-ла создана Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

В октябре 2006 г. Президент утвердил государственную программу вооружения на 2007-2015 гг. на выполнение которой планируется ассигновать около 4,9 трлн. руб.

Рост продаж российского оружия на внешнем рынке (2007 г.- 8 млрд. руб.) и гособо-ронзаказа выявил одну из острейших проблем – отсутствие рабочих кадров. Средний возраст рабочих составляет 45 лет, а по персоналу с высокой квалификацией – 53 года.

В связи с тем, что глубина бюджетного планирования составляла год (с 2007 г. на 3 го-да), неэффективность закладывалась на уровне бюджета. Начиная с ноября 2007 года было разрешено заключать контракты на срок до трех лет, а на продукцию с длитель-ным производственным циклом – на весь срок реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг. и федеральных целевых программ.

Другое ограничение: в РФ как и раньше в СССР, считается что большая часть военных расходов должна быть засекречена. Но начиная с 2003 года наши бюджеты отличает высокая степень открытости в части детализации финансирования гособоронзаказа.