Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз(ЕС)

Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. В настоящее время эта организация переживает глубокий кризис. Отношения с бывшими Советскими республиками развиваются сложно. Подавляющее большинство бывших союзных республик создали национальные государства. Многие из них, по тем или иным причинам стали если не враждебно, то недоброжелательно относиться к РФ. Грузия и Украина заявляют о своем выходе из СНГ.

Вместе с тем Россия стремится развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия выступает за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ.

Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран-членов Альянса. Пока этого не происходит - НАТО сохраняется в качестве военного альянса с наступательной военной доктриной. Это требует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских вооруженных сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма и внутреннего сепаратизма.