Организация Единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий
IV. Рекомендуемая литература
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин | |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: | ||
Организация Единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. | ||
Порядок учета пожаров и их последствий. | ||
3.1 | Государственная статистическая отчетность о пожарах и их последствиях. | |
3.2 | Статистическая отчетность по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Основная:
1. 1. Государственный пожарный надзор: Учебник для пожарно-технических учебных заведений / Под ред. Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
Дополнительная:
1. Фомин А.В., Юнцова О.С., Плотникова Е.В. Государственный пожарный надзор: Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.- СПб.: СПбИГПС МЧС России, 2009.
Нормативные правовые акты:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 16 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 01.12.2012).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 02.10.2012).
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 30.11.2011).
5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 10.07.2012).
6. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ред. от 16.10.3012).
7. Закон Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (ред. от 30.12.2001).
8. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 13.11.2012).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2010 г. № 367 «О единой межведомственной информационно-статистической системе» (ред. от 27.12.2010).
11. Приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий» (ред. от 17.01.2012).
12. Приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760 «О формировании электронных баз данных учёта пожаров (загораний) и их последствий».
13. Приказ МЧС России от 22 марта 2011 г. № 133 «Об утверждении форм статистической отчетности по осуществлению государственных надзоров в сфере деятельности МЧС России».
14. Приказ МЧС России от 18 ноября 2011 г. № 686 «О формировании официальной статистической информации в МЧС России».
15. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
16. Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 23 декабря 2009 г. № 311 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России федерального статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».
17. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 сентября 2010 г. № 331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Особое значение для разработки и принятия решений в области обеспечения пожарной безопасности, отводится учету пожаров и их последствий, который ведется с целью:
– анализа обстоятельств их возникновения и принятия решения в соответствии с законодательством;
– прогнозирования кризисных явлений;
– разработки упреждающих мероприятий и своевременного реагирования на складывающуюся обстановку с пожарами и проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей, сохранности от огня материальных ценностей и созданию условий для успешного тушения пожаров.
Задача системы пожарной статистики заключается в сборе, обработке и анализе обоснованных и достоверных данных о состоянии (кадры, подготовка, пожарная техника и вооружение, пожарные депо, добровольные формирования и др.) и деятельности органов управления и подразделений ГПС (надзорно-профилактическая, оперативная, нормативная, лицензионная, пропаганда и др.). Отдельным элементом в систему пожарной статистики входит статистика пожаров, которая через систему количественных показателей обстановки с пожарами и их последствиями в концентрированном виде отражает состояние и тенденции развития противопожарной защиты объектов и населенных пунктов, находит широкое самостоятельное применение в информационном обеспечении организационно-управленческой деятельности ГПС [17].
До 1992 г. сбор и обработка статистических данных о пожарах производилась вручную. Первая версия автоматизированной системы обработки статистической информации о пожарах была разработана во ФГБУ ВНИИПО в 1992 г. и с 1993 г. началось ее внедрение в деятельность территориальных органов ГПС. В ходе эксплуатации в 1993 г. и 1994 г. система была значительно доработана, при этом были учтены основные замечания и предложения пользователей. Программное обеспечение постоянно меняется и совершенствуется по мере необходимости.
Являясь головной организацией, ФГБУ ВНИИПО МЧС России обладает базами данных о пожарах, социально-экономическом положении регионов, их климатических особенностях, материально-техническом обеспечении подразделений ГПС и результатах её деятельности, что позволяет разрабатывать развернутые аналитические и прогнозные материалы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и состояния оперативной обстановки с пожарами и их последствиями в стране.
Активное развитие системы пожарной статистики началось с 1995 г. после вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в ст. 3 которого определено, что одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является учет пожаров и их последствий.
В порядке осуществления указанной функции в Российской Федерации действует Единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий (ст. 27), которая устанавливает единый на всей территории Российской Федерации порядок учета пожаров и их последствий (рис).
Ведение официального статистического учета и государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям возложены на органы ГПН. Порядок учета пожаров и их последствий определяется МЧС России, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики (Росстат), и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В целях совершенствования Единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации утверждены и с 1 января 2009 г. введены в действие:
– порядок учета пожаров и их последствий (приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714);
– карточка учета пожара (загорания) и их последствий;
– порядок заполнения и прохождения карточки учета пожара (загорания) и их последствий (приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760).
Порядок учета пожаров и их последствий регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.
Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.
Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор:
– первичных статистических данных по пожарам и их последствиям;
– административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.
Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.
Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.
Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся:
– созданные на территории Российской Федерации юридические лица;
– федеральные органы исполнительной власти;
– граждане Российской Федерации;
– находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;
– граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий (форма №1-ПОЖАРЫ, утверждена приказом Росстата от 23 декабря 2009 г. № 311 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России федерального статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них»).
Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.
Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой МЧС России непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление федерального ГПН.
Схема организации Единой государственной системы статистического учета пожаров и последствий от них
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 определено, что органы ГПН в рамках своей компетенции осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.
Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет Департамент надзорной деятельности МЧС России.
Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:
– управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальные отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности;
– специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входит организация и осуществление федерального ГПН.
Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных.
Департамент надзорной деятельности МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление федерального ГПН, получает в установленном порядке:
– от федеральных органов исполнительной власти и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
– от управлений надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
– из федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийского ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (далее – ФГБУ ВНИИПО МЧС России) обработанные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации;
– формирует и предоставляет официальную статистическую информацию по пожарам и их последствиям в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные федеральным планом статистических работ.
Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации:
– получают в установленном порядке от респондентов первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
– обрабатывают и предоставляют в Департамент надзорной деятельности МЧС России первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;
– получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;
– предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
Специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входит организация и осуществление федерального ГПН:
– получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;
– предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ДПСС МЧС России.
ДПСС МЧС России представляет в установленном порядке обобщенные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в организациях охраняемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы, в ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.